Базовые элементы земельно-информационных систем
Комплексные интегрированные земельно-информационные системы
Проблемы формирования единого информационного пространства пространственно-закрепленных объектов
Единое информационное пространство отрасли
Общие положения
Единое информационное пространство
Лекция № 5
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ
Согласно Федеральному закону «Об образовании», принятому в июле 1992 г., в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национальный компоненты. Государственные образовательные стандарты по новым образовательным программам вводятся не ранее чем через пять лет после начала работы по данным программам и разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Государственные образовательные стандарты разрабатывались на конкурсной основе. Конкурс начался в июне 1994 г. и был завершен 1 июля 1996 г. Победителем конкурса по информатике был признан проект стандарта под руководством А.А.Кузнецова.
Общеобразовательный стандарт по информатике является нормативным документом, определяющим требования:
· к месту базового курса информатики в учебном плане школы;
· к содержанию базового курса информатики в виде обязательного минимума содержания образовательной области;
· к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к знаниям, навыкам и научным представлениям школьников;
· к технологии и средствам проверки и оценки достижения учащимися требований образовательного стандарта.
Создание образовательных стандартов – важнейший шаг в развитии отечественной школы.
В 2004 году в РФ утвержден новый стандарт основного общего образования, среднего (полного) общего образования (базовый и профильные уровни) по информатике и информационным технологиям. В журнале «Информатика и образование» за 2004 год (№ 2) приводятся перечисленные стандарты, примерные программы основного общего образования, среднего (полного) образования (базовый и профильный уровни).
Рассматриваемые вопросы:
Вопрос 1 – Общие положения.
Единое информационное пространство (ЕИП) является очередным шагом, результатом информатизации общества. На современном этапе развития общества оно столь же необходимо как интегрированные информационные системы.
Единое информационное пространство представляет сложную систему (множество), содержащую информационные ресурсы, технологии их обмена и использования, хранилища данных, систему согласованных стандартов разработки продукции и технологий.
Единое информационное пространство (ЕИП) может иметь разный масштаб. Оно может быть локально, когда выполняется на базе локальной сети внутри одного крупного предприятия. Оно может быть корпоративным, когда выполняется в рамках корпоративной сети. Оно может быть региональным или отраслевым. Наконец оно может быть государственным. Масштаб единого информационного пространства определяет масштаб эффективного управления на основе новых информационных технологий.
Современная информатизация ведет к интеграции и глобализации общества. Интеграция общества затрагивает систему производства и производственных отношений. В интегрированных информационных системах обязательными является организация работы и организация данных путем создания интегрированной информационной основы. В более крупных системах (отрасль, регион) аналогом информационной основы является единое информационной пространство.
Единое информационное пространство создается для повышения эффективности работы информационных систем и технологий в рамках более сложных систем, чем просто интегрированные информационные системы. Без создания ЕИП принципиально невозможно заметное повышение функционирования отрасли или государства.
Качественным отличием единого информационного пространства от информационных систем является дополнение технологий компьютерной обработки технологиями организационного управления и технологиями учета влияния факторов внешней среды.
Организационное управление в таких системах является определяющим для методов компьютерной обработки информации.
Стохастические (случайные) факторы отражают влияние внешних условий (рынка, конкуренции, развития или кризиса сопутствующих производств).
При работе информационных систем стохастические факторы рассматриваются на уровне ошибок данных или обработки, что означает их малость по сравнению с полезной входной информацией, которая анализируется и обрабатывается в этих системах. В отличие от этого, для информационного пространства стохастические факторы имеют большее внешнее воздействие, сопоставимое с полезными управляющими воздействиями.
Единое информационное пространство повышает качество, оперативность и эффективность управления и производства. Но главное в том, что оно дает синергетический эффект (взаимодействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы), причем не только в управлении, но и в производстве, проектировании и управлении качеством продукции.
Таким образом, создание единого информационного пространства является необходимым условием прогресса, развития общества, его информатизации. Оно дает возможность качественного скачка в развитии производственных и экономических отношений, что наглядно демонстрируют развитые страны.
Это делает объективной необходимостью разработку единого информационного пространства. Создание ЕИП является актуальной потребностью во всех сферах деятельности, включая управление, производство, науку и образование.
Вопрос 2 – Единое информационное пространство отрасли
Единое информационное пространство отрасли (ЕИПО) основано на модели, которая включает информационно-ресурсную, организационную, технологическую составляющие.
Информационно-ресурсная составляющая модели ЕИПО включает информационные ресурсы двух классов: компьютеризированные и некомпьютеризированные, связанные с интеллектуальным потенциалом общества.
В информационном обществе к информационным ресурсам относится все, что создает информационные технологии и информационные продукты и все, что способствует созданию и применению этих технологий.
В «некомпьютерном» классе информационных ресурсов это, в первую очередь, система подготовки кадров. Эта система включает все ступени образования и подготовки и должна функционировать в любой отрасли.
Выделяют три подкласса этого класса: эксперты, специалисты, молодежный контингент будущих специалистов. Они образуют составляющую информационного ресурса ЕИПО.
Эксперты создают интеллектуальный потенциал: корпоративной системы, отрасли, региона, страны. От их квалификации зависит качество принимаемых оперативных, тактических и стратегических решений, качество и эффективность производства, конкурентоспособность и перспективы развития отрасли.
Специалисты служат основой реализации управляющих решений и основой эффективного использования информационных технологий. Этот подкласс готовит в своей среде экспертов – специалистов высшей квалификации.
Молодежный контингент, служит основой подготовки будущих специалистов и экспертов и залогом успешного стратегического развития страны в будущем.
Кроме того, к некомпьютерным ресурсам относят публичные и специальные библиотеки и учебные заведения от общих до высших. В частности, в этот вид ресурсов включают:
- информационные печатные ресурсы свободного доступа (открытый библиотечный фонд);
- информационные печатные ресурсы ограниченного доступа (результаты НИР и ОКР);
- информационные печатные ресурсы, имеющие направленность в области образования и переподготовки;
- информационные печатные ресурсы, имеющие прикладную направленность.
Современный этап информатизации общества характерен тем, что вместо алгоритмов, как основы обработки информации, применяются модели. Соответственно, вместо систем обработки данных и управления, использующих обработку по алгоритмам, применяют интегрированные информационные системы, включающие системы обработки данных и управления и базы данных, а также специализированный интерфейс, допускающий визуальную обработку и представление информации.
Другой современной особенностью информации является пространственная локализованность и интеграция данных на этой основе. Это привело к появлению геоинформационных систем, которые либо служат основой создания информационных систем прикладного значения, либо входят как подсистемы в состав более мощных систем.
Современные интегрированные информационные системы эффективно функционируют при наличии электронных ресурсов. Поэтому одной из важнейших задач является задача электронизации информационных ресурсов и информационных моделей, которые служат их основой.
В настоящее время необходимо различать три вида информационных моделей, образующих компьютеризированные информационные ресурсы: информационно-описательные, информационно-ресурсные и интеллектуальные.
Первый вид имеет различные формы, а два других только электронную форму.
Информационно-ресурсная модель обладает способностью к модификации улучшению по мере накопления информации. Она пока является основой электронных информационных ресурсов.
Организационная часть ЕИПО включает центры управления (различной иерархии) и центры информатизации, интегрированные в единую систему. Центры управления и информатизации должны функционировать с применением специальной нормативно-правовой основы. Т.е. должна быть разработана законодательная база.
Технологическая часть ЕИПО включает:
- набор стандартов в области обучения;
- набор стандартов в области производственного применения;
- набор стандартов в области обмена информацией и обработки
информации;
- методику гармонизации стандартов в условиях быстрого обновления и смены информационных технологий;
- систему баз данных электронных ресурсов, включающую механизмы обработки, хранения, оперативного поиска и тиражирования необходимой информации в форме, отвечающей запросу потребителя;
- систему телекоммуникационной связи, обеспечивающую обмен или передачу образовательной информации в пределах страны;
- систему информационной поддержки, обеспечивающую ввод в эксплуатацию, сервисное обслуживание, ремонт и модификацию используемых для работы с образовательной информацией технических средств.
Система обмена информационными ресурсами Значительное количество информационных ресурсов в поле ЕИПО становятся малодоступными для отдельных участников этого пространства. Это касается, прежде всего, документов методического характера и программных средств и различных новых разработках.
В сущности, эти новые разработки развивают ЕИПО и становятся его новыми фрагментами. Для объединения фрагментов информационных ресурсов в единое поле необходима специальная распределенная информационная система, которую называют системой обмена информационными ресурсами (СОИР).
Распределенный характер СОИР означает, что наряду с центральным ядром системы, осуществляющим интегрирующие, объединяющие функции она должна иметь локальные и корпоративные информационные системы отдельных регионов, субрегионов.
Распределенная СОИР является информационной и технической средой, обеспечивающей широкое распространение перспективных научно-методических разработок и ресурсов.
Разработка системы стандартов. Для применимости разработок в рамках ЕИПО обязательно необходима единая система стандартов, выполняющая две функции: ограничительную и рекомендательную. Ограничительная функция исключает нестандартные разработки. Рекомендательная – способствует распространению и потреблению продуктов и услуг. Введение стандартов способствует обмену информацией и информационными ресурсами в рамках информационного пространства. Необходима система стандартов и для разных классов документов, существующих в ЕИП. Наличие такой системы стандартов:
- во-первых, облегчит пользование этими документами;
- во-вторых, позволит автоматизировать проверку правильности документов и, значит, поддерживать все информационное поле в актуальном состоянии;
- в-третьих, даст возможность разрабатывать унифицированные программы обработки документов и обмениваться ими во всех учреждениях.
Выработка соглашений по стандартизации технических, программных средств и технологических подходов – необходимое условие создания ЕИП.
Вопрос 3 – Проблемы формирования единого информационного пространства пространственно-закрепленных объектов
В условиях, когда информационные технологии, в том числе геоинформатика, делают огромные шаги вперед, происходит разработка различных информационных систем в организациях и ведомствах, управляющих объектами, имеющими пространственную привязку. Различные службы формируют собственные информационные ресурсы, необходимые для работы конкретного подразделения. Системы эти создаются зачастую без учета необходимости обмена информацией, поэтому данные об объектах дублируются, не всегда актуальны, плохо согласованы между собой и не обладают достоверностью, что приводит к их противоречивости и неполноте данных. Все это говорит о том, что значительно затруднено создание единого информационного поля в области пространственно-закрепленных объектов и систем, которое является необходимым условием обеспечения эффективного принятия решений управленческого характера в отношении этих объектов и земельных участков.
Решение этой проблемы является интеграция разрозненных ресурсов в единую обобщающую информационную систему. При этом должно быть определено некоторое интегрирующее начало, платформа или элемент, на основе которого будет происходить сверка, анализ, обобщение, объединение и обмен информацией об объектах учета.
Характерным моментом является то, что ведомства, на первый взгляд не имеющие прямого отношения к вопросам использования и распоряжения землей, постепенно приходят к созданию своих информационных систем, необходимых для удовлетворения производственных потребностей. При этом очень многие из них имеют дело с пространственно-распределенными объектами, занимающими определенные земельные участки. То есть речь все же идет об использовании земли, определенном специфическом виде землепользования, использовании объекта недвижимости.
Следовательно, объединяющей основой для создания обобщающей информационной системы может являться информация о земельных участках, (упорядоченных между собой, прошедших процедуру государственного учета и тем самым защищенных от различных информационных "накладок" и несоответствий), с расположенными на них объектах (зданиях и сооружениях, объектах инфраструктуры). Если быть более точным, то основой является, собственно, не информация, а упорядочивание создаваемых частей обобщающей информационной системы в соответствии с земельной информацией.
Создание ведомственных информационных систем на такой основе позволит говорить о их разработке как частей (подсистем, модулей) комплексной интегрированной земельно-информационной системы (ЗИС), и работе в едином информационном пространстве
Вопрос 4 – Комплексные интегрированные земельно-информационные системы
Для успешного функционирования различных ведомственных информационных систем, необходимо, чтобы они были скоординированными друг с другом, образуя вместе земельно-информационную систему. Широко распространен также термин «многоцелевой кадастр» (Multipurpose Cadastre), который используется для определения комплексной земельно-информационной системы (Land Information System), и который объединяет разные реестры и кадастры (например, грунтов, землевладений, населения, инженерных сетей и др.).
Если земельная информация скоординирована, сбор и обработку данных можно распределить между различными организациями, можно устранить дублирование, и информацию сможет использовать не только отдельный орган власти, а гораздо более широкий круг пользователей. Некоторые части этой информации привязаны к конкретным земельным участкам. Поэтому логично сделать так, чтобы единица объекта недвижимости (земельный участок) была структурным элементом для построения земельно-информационной системы.
Совершенно очевидно, что эффективная эксплуатация таких систем требует кооперации многих государственных, муниципальных и ведомственных структур. Каждая из них располагает информацией, которая требуется другой структуре для выполнения ее задач. Эти учреждения, предприятия и органы власти должны обмениваться данными и избегать их ненужного дублирования и пересечения функций.
Естественно, что государственные и общественные власти должны нести ответственность за организацию таких систем, даже если они не могут создавать и эксплуатировать все их части самостоятельно. На рисунке 1 схематически показан один из способов организации управления данными – «узловой»
|
Рисунок 1 – Узловая схема для конфигурации баз данных
Для этого подхода характерны установка главных баз данных как первичных узлов в рамках ЗИС, структуры и централизация систем с сильными связями. Эти узлы являются сердцевиной коммуникаций для вторичных, зависимых систем. Примером первичного узла может быть национальный банк цифровых карт.
Эти основные узлы сети действуют как коммуникационные концентраторы для вторичных зависимых систем, обслуживающих индивидуальные потребности и расположенных в сравнительно небольших периферийных базах данных. Например, правовой/фискальный узел может интегрировать базы данных с функциями, связанными в основном с описанием объекта недвижимости, регистрацией титулов, оценкой и земельным налогом. Позднее могут быть добавлены другие функции. В большинстве случаев создание и эксплуатация основных узлов должно являться обязанностью государственных органов. В этом участвует обычно много министерств и ведомств, поскольку по-прежнему выгодно поручать самому компетентному органу сбор данных и поиск данных в своей собственной области. Но для интеграции и создания всей структуры необходима координация. С другой стороны, вторичные базы данных вполне способны разрабатывать местные или частные организации.
Они могут частично базироваться на информации из основных баз данных и частично на дополнительных данных, которые собираются организацией для своих собственных нужд. Следовательно, вторичные базы данных могут проектироваться применительно к требованиям конкретной организации, но они все же разрабатываются в рамках той же общей структуры и могут использовать те же уникально определенные земельные участки в качестве конструктивных блоков. Поэтому систему земельной информации желательно проектировать на основе определенных земельных участков. Существует много баз данных, которые можно организовать подобным образом (более того, можно утверждать, что таким образом могут быть сформированы базы данных большинства информационных систем пространственно-закрепленных объектов). Для построения системы целесообразно использовать единичные земельные участки с однородными в правовом и хозяйственном отношении условиями. Такая организация систем, основанных на земельных участках (парцеллах) является очень важным моментом в создании этих систем. Это обусловлено тем, что многое из человеческой жизни, деятельности и собственности связано с определенными участками земли. С ними связаны права собственности, договоры аренды, залога и др. Они являются определяющими для целой сферы экономических отношений - земля является главным ресурсом хозяйственной деятельности. Таким образом, довольно естественным является построение систем, основанных на отдельных земельных участках.
Интеграция различных систем, основанных на участках, в конфигурацию системы земельной информации выполняется каждым органом власти, организацией, использующими тот же уникальный идентификатор участка в своих записях. В будущем определенно будут добавляться новые базы данных, и координация и интеграция будет продолжаться и расширяться. Систему можно использовать для многих задач планирования и административного управления.
Развитию комплексных земельно-информационных систем (земельно-имущественного кадастра) присущи некоторые особенности:
- потребность в развитии земельно-имущественного кадастра была вызвана революционными изменениями в вопросах о правах собственности и необходимости ускорения и упрощения процедуры регистрации этих прав;
- сразу создавать полноценный земельно-имущественный кадастр практически невозможно из-за больших затрат и отсутствия разработанных необходимых научных дисциплин. Поэтому рекомендуется разрабатывать стратегию развития реальной в существующих условиях и открытой для будущего прогресса;
земельно-имущественный кадастр создается в очень динамичной среде (постоянно изменяются законодательство и структуры участвующие в управлении недвижимостью, а также сама кадастровая информация);
- централизованно принимаемые решения должны быть заменены системами, которые получают поддержку местных органов власти;
- даже в развитых странах большинство организаций придерживаются постепенных нововведений, планируя на несколько лет программы приобретения оборудования, сбора информации, обучения персонала и т.д.;
- программно-техническое обеспечение должно основываться на глубоком анализе действительных нужд с точки зрения функциональности, ресурсов и затрат, необходимых для создания и обслуживания новых систем;
- целью первой стадии развития должно стать установление стандартов, терминологии, форматов и структуры данных, классификаторов, кодов, точностных характеристик и т.д.
Одним из важнейших механизмов пополнения и поддержания в актуальном состоянии земельно-имущественной информации должен стать обмен и взаимодействие информации Государственного земельного кадастра (ГЗК) с Единым государственным реестром прав (ЕГРП) и реестром строений и сооружений. Тесное взаимодействие этих реестров позволит говорить об основах такого предмета как ЗИС.
Основу ЗИС следует рассматривать как совокупность баз данных земельного кадастра, государственного реестра прав и реестра зданий и сооружений. При этом необходимо расширение набора данных о земле и объектах недвижимости. В частности, важной составной частью ЗИС должна стать информация по кадастровой оценке земель, сведения о сделках купли-продажи, залога и аренды недвижимости, информация некоторых ведомственных информационных систем о состоянии подведомственных объектов.
Поэтому одной из ключевых задач является создание законодательных, организационных и технических предпосылок для такого взаимодействия. Для этого необходима стандартизация состава обязательных и дополнительных сведений всех реестров и форматов обмена данными.
Важнейшим моментом является организация и стандартизация межведомственного взаимодействия. Говоря о ЗИС, безусловно, следует понимать, что доступ к данным ЗИС не должен быть ограничен только упомянутыми тремя организациями, все заинтересованные субъекты должны иметь доступ к этой системе, например, федеральные органы, региональные и местные органы власти, ипотечные банки, фискальные органы, суды различных уровней, фирмы занимающиеся оценкой земли и недвижимости и, вообще говоря, любые юридические и физические лица.
Потребность в разнообразных данных об объектах недвижимости настолько велика, что не может быть покрыта одной или несколькими базами данных. Кроме того, система должна быть довольно гибкой для восприятия новых видов данных, а также легко перенастраиваться на новые потребности пользователей.
Возрастает количество объективных факторов для более эффективного управления земельными ресурсами. Но эффективно планировать и руководить без детальной информации непосредственно об объектах недвижимости невозможно. Общих знаний недостаточно - нужна детальная информация о земельных участках и объектах на них расположенных. Это является очевидной причиной для создания земельно-информационных систем. Из известных определений ЗИС наиболее распространенным является определение международной федерации геодезистов FIG (Federation Internationale des Geometres): "Земельно-информационная система - это инструмент для законного, административного и экономического принятия решений и помощи в планировании и развитии, которое состоит с одной стороны из базы данных, которая содержит пространственные, связанные с землей данные для определенной области, и с другой стороны, процедур и методов для систематического сбора, обновления, обработки и распределения данных".
Основа ЗИС - система земельных участков в унифицированной системе координат, которая делает возможным обмен данными в рамках системы с другими объединенными с землей данными. Место ЗИС среди других информационных систем проиллюстрировано на рисунке
Итак, первоочередными задачами при построении ЗИС являются:
- создание четкой общедоступной структуры;
конструктивные действия органов власти в координировании усилий, связанных с земельной реформой;
- стандартизация процедур и терминологии.
Мировой опыт показывает, что интегрированная информационная система на основе земельного кадастра уменьшает число ошибок при принятии административных решений, способна быстро обрабатывать операции, связанные с земельными ресурсами и недвижимостью, управлять информационными потоками и снижать затраты на проведение сделок с недвижимостью.
Реализация идеи единого информационного пространства для различных земельно-ориентированных информационных систем может быть выражена в создании и ведении интегрированной земельно-информационной системы территориальной единицы (субъекта Российской Федерации), которая, по сути, представляет собой совокупность этих земельно-ориентированных информационных систем, разработанных с условием беспрепятственного и оперативного информационного обмена.
Концептуально интегрированная земельно-информационная система складывается из следующих компонентов:
- информационных ресурсов, содержащих данные, сведения, и знания о пространственно размещенных объектах;
- организационных структур, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
- средств информационного взаимодействия, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.
Вопрос 5 – Базовые элементы земельно-информационных систем
Как было сказано ранее, основой ЗИС является система упорядоченных земельных участков в унифицированной системе координат, прошедших государственный учет, то есть система государственного земельного 11 кадастра (ГЗК).
Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки).
В то же время кадастр - методологически обустроенный реестр данных о земельных участках в границах всей страны или отдельной территории, который основывается на съемках границ. Все объекты недвижимости имеют уникальную систему идентификаторов. Границы объектов недвижимости (земельных участков) и их идентификаторы показываются на крупномасштабных картах, которые сопровождают реестр. Для каждого участка возможно показать размер, оценочную стоимость, права, связанные с каждым участком.
Наиболее ценной частью любой информационной системы является содержащаяся в ней информация. Создание базы данных, содержащей такую информацию (сбор, ввод, обработка, передача и представление) весьма трудоемко, и требует существенных трудовых и материальных затрат.
Государственный земельный кадастр (ГЗК) создается и ведется в целях информационного обеспечения:
- государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
- государственного контроля за использованием и охраной земель;
мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
- государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- землеустройства;
- экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
- установления обоснованной платы за землю;
- иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности .
Законом установлено, что материалы ГЗК должны быть использованы в качестве информационной основы при осуществлении всех функций управления земельными ресурсами.
Кадастры ведутся почти во всех странах мира и непосредственно связаны с понятиями учета, оценки состояния и использования естественных ресурсов, инженерной деятельности, экологии и предусматривают выделение однородных по своим правовым и экономическим условиям территориальных единиц, их картографирование и описание количественных и качественных характеристик.
Содержимое базы данных ГЗК (вне зависимости от способа его ведения -с применением средств вычислительной техники или без) в разных странах в основном совпадает. Это местоположение, площадь, категория земель, разрешенный вид использования, сведения о правах и правообладателях, обременения, налагаемые на земельный участок, сведения об экономических характеристиках (базовых платежах и оценке), сведения о наличии объектов недвижимости, реестр координат.
Во всем мире системы земельного кадастра - открытые системы. Это принципиально важно для контроля со стороны общественности за рынком недвижимости. Это положение так же изложено в Федеральном Законе "Об информации, информатизации и защите информации".
В мировой практике сложилось три основных типа кадастров:
- правовой - запись прав на недвижимость;
- фискальный - запись стоимости недвижимости и информации, необходимой для налогообложения;
- многоцелевой - объединение правовой и фискальной систем с другой информацией, такой как планирование и землепользование (в России это называется ГИС города, района).
Кроме земельного кадастра, естественной иерархической надстройкой в основе ЗИС является информационная система, объединяющая информацию о земельных участках и расположенных на них недвижимых объектах - кадастр недвижимости. В России, кроме ГЗК, на сегодняшний день действует еще ряд государственных кадастров, в том числе водный, воздушный, лесной.
В настоящее время в стране создается государственный кадастр объектов недвижимого имущества (ГКН), который, по сути, является земельно-информационной системой. Несмотря на интегрированный характер кадастра недвижимости, его нельзя рассматривать, как верхний уровень интеграции информации необходимой для управления территорией. Необходимо различать земельно-информационную систему «кадастр объектов недвижимого имущества» и комплексную интегрированную ЗИС территории, имеющую более глобальный характер по сравнению с кадастром недвижимости. Причем кадастр недвижимости является основой этой системы, обеспечивающий её функционирование. На рисунке отображена иерархия базовых элементов ЗИС.
Прослеживаемые тенденции создания кадастра объектов недвижимого имущества должны способствовать интеграции информации различных ведомств, так как для кадастрового учета объектов недвижимого имущества необходимо собирать информацию от этих ведомств. Таким образом, кадастр объектов недвижимого имущества, объединяя в себе различные информационные ресурсы и базируясь на земельном кадастре, должен стать ядром земельно-информационной системы и определяет ее структуру и порядок функционирования. Информационные же системы, являющиеся подсистемой земельно-информационной системы должны быть сориентированы на обмен информацией с кадастром объектов недвижимости. Структурный элемент информационного обмена - объект недвижимости (земельный участок с расположенным на нем зданием или сооружением), идентификатор структурного элемента - уникальный кадастровый номер объекта недвижимости.