УЧРЕЖДЕНИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

Машинный вариант курса ОИВТ

Учебный алгоритмический язык А. П. Ершова

Школьного учебного предмета ОИВТ.

Структура и содержание первой отечественной программы

В основу разработки первой программы школьного курса ОИВТ (1985) были положены три базовых понятия: информация, алгоритм, ЭВМ. Именно этой системой понятий определялся обязательный для усвоения учащимися объем теоретической подготовки учащихся.

Курс ОИВТ ставился в двух старших классах средней школы. В 9 кл. на изучение отводилось 34 часа. В 10 кл. в зависимости от возможности организации практической работы на ЭВМ объем и содержания курса дифференцировались на два варианта: полный (68 ч.) и краткий (34 ч.).

Содержание складывалось на основе фундаментальных компонентов алгоритмической культуры и компьютерной грамотности школьников и включало следующие темы:

9 класс (1ч в неделю, всего 34 ч)

1. Введение – 2 ч.

2. Алгоритмы. Алгоритмический язык – 6 ч.

3. Алгоритмы работы с величинами – 10 ч.

4. Построение алгоритмов для решения задач – 16 ч.

10 класс (2ч в неделю, всего 34 ч)

5. Принципы устройства и работы ЭВМ – 12 ч.

6. Знакомство с программированием – 16 ч.

7. Роль ЭВМ в современном обществе. Перспективы развития вычислительной техники – 2 ч.

8. Экскурсия в вычислительный центр – 4 ч.

Подробный логико-дидактический анализ курса ОИВТ приведен в двух частях специально составленного пособия для учителей.

Важнейшие понятие первой части курса – понятие алгоритма, важнейшие умение – представить решение задачи в виде алгоритма и записать его на алгоритмическом языке. Содержание второй части развивает и обогащает понятия, введенные на первом году обучения информатике, закладывает научные основы для формирования всех основных компонентов компьютерной грамотности учащихся.

Основным средством описания алгоритмов в первой программе курса ОИВТ является специально разработанный под руководством А. П. Ершова учебный алгоритмический язык, обладающий целым рядом преимуществ перед широко распространенными в то время официальными языками программирования. К таким преимуществам относятся русская (или национальная) лексика, структурность и независимость от ЭВМ.

При разработке программы учитывались и принимались во внимание реальные возможности оснащения школ вычислительной техникой и реальное состояние готовности учительских кадров. Поэтому едва ли не подавляющая часть учебного времени отводилась на алгоритмизацию и программирование, через которые в первой программе и рассматривалась общеобразовательная функция информатики.

Первая учебная программа «машинного варианта» школьного курса информатики была опубликована в 1986 г. в связи с объявлением конкурса на создание учебника по курсу ОИВТ. Программа курса рассчитана на обучение основам информатики в двух старших классах средней общеобразовательной школа в объеме 102 часов. Ниже приводится перечень тем этой программы с ориентировочным распределением часов по темам.

1. Введение – 2 ч.

2. Первоначальное знакомство с ЭВМ – 8 ч.

3. Основы алгоритмизации – 26 ч.

4. Основы вычислительной техники – 12 ч.

5. Основы программирования – 20 ч.

6. Решение задач на ЭВМ – 28 ч.

7. ЭВМ в обществе – 6 ч.

Сопоставляя названия разделов этой программы с программой «безмашинного курса», можно заметить, что между ними нет существенных различий. Однако, в отличие от первой официальной программы, содержание программы «машинного варианта» было ориентировано на обучение информатике в условиях активной работы школьников с ЭВМ в кабинете вычислительной техники. По этой причине в новой программе значительное время отводилось на практическую работу. Важным элементом этой программы является впервые объявленный в составе официального документа примерный перечень программного обеспечения в поддержку курса ОИВТ [12].

Концепция, заложенная в программе «машинного варианта», была реализована в нескольких подготовленных на ее основе учебных пособиях, в том числе авторов А. Г. Кушниренко и др., В. А. Каймина и др., А. Г. Гейна и др., получивших широкое распространение в школах.

Литература: [3], [4], [5], [6], [12], [22], [23], [24], [25].

 

Нецелесообразность обучения информатике только на старшей ступени школы, осознаваемая многими учеными-педагогами с самого начала введения предмета ОИВТ в школу, со временем становилась все более очевидной. К началу 1990-х гг. постепенно начинает складываться новая структура обучения информатике в общем среднем образовании. Отличительной чертой этой структуры являются «снижение» обучения информатике в младшее звено и вычленение так называемого базового содержания школьного образования в области информатики, ориентированного на среднее звено школы. Это нашло отражение в разработанных в начале 1990-х гг. и рекомендованных Министерством образования РФ экспериментальных программах. Из программ, помещенных в этом сборнике [21], выделим две: программу курса информатики для начальной школы, основанную на программно-методической системе Роботландия, и программу курса информатики для базового звена средней школы.

В 1995 году Коллегия МО РФ приняла решение о переходе к новой структуре обучения информатике в школе. В этой структуре выделяют три основных этапа.

Первый этап (1-4 кл.) – пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры.

Второй этап (7-9 кл.) – курс основной школы (базовый), обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике.

Третий этап (10-11 кл. – продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов, склонностей и направленности допрофессиональной подготовки учащихся.

В это же время Коллегия МО РФ приняла важнейший документ, определяющий требования к содержанию информатического образования учащихся – «Основные компоненты содержания школьного образования по информатике». Содержание «Основных компонентов» укладывалось в следующую минимальную номенклатуру тем, определяющих содержательно-методические линии курса:

1. Информационные процессы, представление информации.

2. Алгоритмы и программирование.

3. Компьютер и программное обеспечение.

4. Основы формализации и моделирования.

5. Информационные технологии.

В наиболее завершенном и сложившемся виде концепция содержания непрерывного курса информатики отражена в специальном издании сборника программно-методических материалов «Информатика. I – XI кл.».