Настройки
Предисловие
ИНФОРМАТИКА. Практика алгоритмизации и программирования
Другие издания
29. Власов В.К. и др. Элементы информатики. — М.: Наука, 1988.
30. Абрамов С.А. и др. Задачи по программированию. — М.: Наука, 1988.
31. Дудников Е.Е. Персональные компьютеры. — М.: МНИИПУ, 1988.
32. Чоговадзе Г.Г. Персональные компьютеры. — М.: Финансы и статистика, 1989.
33. Кибернетика. Становление информатики. — М.: Наука, 1986.
34. Компьютеры,модели,вычислительный эксперимент. — М.: Наука, 1988.
35. Воронов Ю.П. Компьютеризация: шаг в будущее. — Новосибирск: Наука, 1990.
36. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. — М.: Наука, 1989.
37. Смирнов Н.Н. Программные средства персональных ЭВМ. — Л.: Машиностроение, 1990.
38. Ван Тассел Д. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ. — М.: Мир, 1981.
39. Майерс Г. Надежность программного обеспечения. — М.: Мир, 1980.
40. Майерс Г. Искусство тестирования программ. — М.: Финансы и статистика, 1982.
41. Брябрин В.М. Программное обеспечение персональных ЭВМ. — М.: Наука, 1989.
42. Цымбал В.П. Информатика и индустрия информации. — Киев: Выща школа, 1989.
43. Тростников В.Н. Человек и информация. — М.: Наука, 1970.
44. Калбертсон Дж.Т. Математика и логика цифровых устройств. — М.: Просвещение, 1965.
45. Никольская И.Л. Математическая логика. — М.: Высшая школа, 1981.
46. Борзенко А. и др. Мультимедиа для всех. — М.: КомпьютерПресс, 1996.
47. Кирмайер М. Мультимедиа. — С.—П. 1994.
48. Компьютер Пресс. Сети и телекоммуникации. 10—12, 1996.
49. Айзенк Ю. Проверьте свои способности. — С.—П.: 1995.
50. Самовольнова Л.Е. Об экзаменационных вопросах по информатике. Информатика и образование, 4, 1996.
51. Computing & Multimedia. Словарь. — М.: Внешсигма, 1996.
52. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. — М.: Школа—Пресс, 1994.
53. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Принят Государственной думой 25 января 1995 г.
54. А.Г.Кушниренко и др. Что такое Интернет? Информатика и образование. 1998. 5—7.
55. Математическая энциклопедия. Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1977.
Интернет-версия издания: Шауцукова Л.З. Информатика 10-11. — М.: Просвещение, 2000 г.
Предисловие.
Настройки. Интеграция браузера с IDE Turbo Pascal и Quick Basic.
Внимание: без соответствующих настроек демонстрационная часть работать не будет.
Глава 1. Алгоритмы линейной и разветвляющейся структуры.
Глава 2. Алгоритмы, реализуемые с помощью циклов типа ДЛЯ.
Глава 3. Алгоритмы, реализуемые с помощью вложенных циклов типа ДЛЯ.
Глава 4. Алгоритмы, реализуемые с помощью циклов типа ПОКА.
Глава 5. Алгоритмы, реализуемые с помощью вложенных циклов типа ПОКА.
Глава 6. Алгоритмы, реализуемые с помощью комбинации циклов типа ДЛЯ и ПОКА.
Глава 7. Алгоритмы обработки символьной информации.
Глава 8. Использование графики и звука в языке Turbo Pascal.
Теория (с задачами и решениями).
Научиться программировать можно только программируя.Другого способа нет. Но прежде чем самому начать проектировать алгоритмы и записывать их на языках программирования, полезно разобрать большое число разнообразных алгоритмов и реализующих их программ.
Цели настоящего практикума:
- Скорейшее привлечение читателя к самостоятельному и осмысленному составлению законченных программ на популярных языках программирования Pascal и Basic;
- Привитие основных навыков алгоритмической и программистской грамотности:
- ясного и понятного стиля;
- надёжности решений;
- экономии вычислений;
- организации переборов и т.д.
Тематически практикум разбит на несколько разделов, охватывающих обработку числовой, текстовой и графической информации.
Примеры и задачи для самостоятельного решения в разделах подобраны по общности алгоритмических конструкций, употребляемых для их реализации:
- задачи без циклов;
- задачи на циклы с известным числом повторений;
- задачи на циклы с неизвестным числом повторений;
- задачи, реализуемые комбинациями этих двух видов циклов;
- задачи обработки текстовой информации;
- задачи обработки графической и звуковой информации.
Для каждой задачи практикума приводятся:
- система тестов;
- параллельная реализация алгоритма на школьном алгоритмическом языке, языке блок-схем и на языках Turbo Pascal и QBasic;
- таблицы исполнения алгоритма на каждом из тестов.
Для многих задач приводятся результаты работы программ, выведенные на экран дисплея. Такое же изображение получит читатель, выполняя программу на своем компьютере.
Важное значение, придаваемое тестированию алгоритмов, объясняется следующим:
- на этом этапе детально изучается и уточняется условие задачи;
- происходит осмысление того, что является исходными данными и результатами;
- фиксируются все ситуации, которые могут возникнуть при решении задачи;
- уточняются типы данных;
- даются имена переменным;
- продумываются формы представления и выдачи исходных данных и результатов.
Приводимые способы и программы решения задач по возможности являются рациональными, но не претендуют на то, чтобы быть наилучшими.
Так, в программах из-за соображений экономии объёма не предусмотрена защита от недопустимых данных, хотя это – обязательный элемент любой программы. Читатель может сам восполнить эти недочеты, воспользовавшись рекомендациями восьмой главы первой книги ("Теория") настоящего учебника, и в ряде случаев предложить более совершенное решение задачи.
Автор будет благодарна читателям за замечания, новые решения и интересные задачи, которые можно направлять по e-mail: shau@kbsu.ru.
Содержание учебника можно читать практически под любой аппаратно-программной платформой (ввиду кроссплатформной переносимости HTML), но демонстрационная часть, связанная с запуском таких внешних по отношению к браузеру программ как Turbo Pascal или Quick Basic, будет работать лишь под управлением операционных систем MS Windows 95/98, NT 4.0. Что в свою очередь требует дополнительной настройки.
Поскольку как Turbo Pascal, так и Quick Basic являются приложениями DOS, а не Windows, то требуется сконфигурировать их для корректной работы в Windows.