Составные команды
Ввод(x, у)
Простые команды
Структуры алгоритмов
Несмотря на существование множества языков программирования, все они, как правило, содержат
Ø средства описания данных,
Ø арифметические операторы (подобные с = а+Ь),
Ø средства управления
Ø средства организации циклов,
Ø средства ввода и вывода информации.
Многие языки пользуются похожими принципами организации программ, но разным синтаксисом.
Алгоритмы строятся из некоторых жестких структур, состоящих из отдельных базовых элементов.
Элементарной структурной единицей любого алгоритма является простая команда (оператор), обозначающая один элементарный шаг переработки или отображения информации.
Значение переменной величины может быть изменено с помощью команды присваивания. Например, команда x:=1 означает, что переменной x присваивается значение 1, а команда y:=y+1 — что переменной y присваивается значение, которое на 1 больше ее прежнего значения.
Переменной величине может быть присвоено значение и с помощью команды ввода, которая передает исполнителю значение переменной из некоторого внешнего источника. Например, команда
означает, что исполнитель получает из внешнего источника два значения, которые должны быть присвоены переменным x и у.
Простая команда на языке схем алгоритма изображается в виде функционального блока, имеющего один вход и один выход.
Из простых команд и проверки условий образуются составные команды, имеющие более сложную структуру. Рассмотрим основные типы составных команд алгоритма.
Команда следования
Эта команда образуется из последовательности команд, следующих одна за другой. Под действием понимается либо простая, либо составная команда. Эти команды могут записываться либо в строчку, либо в столбец — одна под одной.
Наличие скобок позволяет рассматривать команду следования как единое действие, распадающееся на последовательность более простых действий.
Команда ветвления
С помощью команды ветвления (развилки) осуществляется выбор одного из двух возможных действий в зависимости от условия.
Действия, указанные после служебных словто и иначе, могут быть простыми или составными командами. При исполнении команды ветвления выполняется только одно из действий: если условие соблюдено, то выполняется действие 1, в противном случае — действие 2.
В том случае, когда условие соблюдено, продолжение исполнения алгоритма происходит по стрелке «+», в противном случае — по стрелке «—».
Команда ветвления может использоваться в сокращенной форме (коррекция), когда в случае несоблюдения условия никакое действие не выполняется.
Команда повторения (цикл)
Большинство алгоритмов содержат серии многократно повторяемых команд. Если такие команды записывать в виде составной команды следования, то каждую повторяемую команду пришлось бы выписать ровно столько раз, сколько раз она повторяется. Однако это очень неэкономный способ записи. Поэтому для обозначения многократно повторяемых действий используют специальную конструкцию, называемую циклом.
Составная команда цикла, называемая также командой повторения, содержит условие, которое используется для определения количества повторений.
Рассмотрим два типа команды повторения.