Правило 4. Нужно иметь возможность изменять значения любого поля (не входящего в первичный ключ) без воздействия на данные других полей.

Таким образом, скрупулезное применение четвертого правила просто помогает определить изменения, которые следовало бы внести в проект еще при использовании предыдущих правил. Возможно, в некоторых случаях это приводит к выделению отдельной таблицы.

Описанные выше приемы проектирования помогут эффективно связывать данные. Можно заметить, что в результате нормализации базы данных, как правило, получается множество отдельных таблиц. До появления реляционных баз данных пришлось бы при проектировании таблиц самому отслеживать связи между файлами или таблицами. В реляционных базах таких проблем не возникает. Имея хороший проект, можно не заботиться о том, как объединить данные в нужный момент.

 

Классификация баз данных по способу обработки

По технологии обработки базы данных могут подразделяться на централизованные и распределенные.

Централизованная база данных хранится на одной ЭВМ, которая является компонентом сети.

Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга, хранимых на разных ЭВМ вычислительной сети. Работа с такой базой данных ведется с помощью СУРБД - системой управления распределенной БД (например, Oracle).

Общие сведения о СУБД

СУБД - это система для создания баз данных в различных прикладных областях. По универсальности различают два класса СУБД:

1. Специализированные СУБД

2. СУБД общего назначения.

Специализированные СУБД ориентированы на конкретную область и поддерживают ряд функций, таких как поиск по заданным параметрам, визуализация в текстовом редакторе, например, MS Word, сохранение, печать, а также пополнение базы данных. К таким СУБД можно отнести например, информационно-поисковые системы (ИПС).

На Российском рынке широко известны такие системы, как база нормативных документов таможенного цикла ВЭД-инфо, информационно-правовые системы КонсультантПлюс, Кодекс и Гарант.

Каждая из этих систем имеет свой интерфейс, свой набор функций для работы, однако есть общие функции:

1. Поиск документов по реквизитам (простой и сложный)

2. Просмотр документов

3. Сохранение документов

4. Печать документов.

В данном курсе на практических занятиях подробно рассматривается ИПС КонсультантПлюс, которая состоит из нескольких баз:

· Консультант профессионал

· Консультант эксперт

· Консультант арбитраж

· Консультант финансист и бухгалтер

· Консультант международное право.

Основная идея состоит в том, что база данных содержит карточки с полями такие, как Вид документа, Орган принятия, Дата принятия, Название документа и т.д., по которым можно осуществлять поиск нужных нормативных документов.

СУБД общего назначения - это очень сложные программные комплексы, предназначенные для выполнения всей совокупности функций по созданию и эксплуатации баз данных в любой области. Основные разработки СУБД на мировом рынке принадлежат фирмам Microsoft (FoxPro-DOS/WIN, Access) и Borland (Paradox-DOS/WIN).

Наиболее популярной и широко применяемой в различных областях является СУБД Access из офисного пакета MS Office, поэтому в данном курсе будут рассмотрены основные понятия и функции MS Access.

СУБД ACCESS

Основной структурный элемент Access - это таблица. База данных, созданная с помощью СУБД Access, содержит следующие объекты: таблицы, формы, запросы, отчеты, макросы и модули. Access хранит их в одном файле с расширением .mdb (Microsoft Data Base).

Как и другие СУБД, Access включает в себя три основных типа функций:

1. Определение данных - тип данных и связи, иногда критерии проверки.

2. Обработка данных - вычисления и другие действия.

3. Управление данными - определение правил доступа и корректировки информации.

Процесс формирования таблицы включает создание структуры, т.е. полей из которых будет состоять каждая запись. Определяются имя, тип (текстовый, числовой, логический, объект OLE и др.), размер полей. Кроме того СУБД формирует записи специального типа, содержащие уникальные номера - ключи, с помощью которых можно организовывать связь между таблицами.

В Microsoft Access можно выделить три типа ключевых полей: счетчик, простой ключ и составной ключ.