Технология мультимедиа

Мультимедиа - интерактивная технология, обеспечивающая работу с неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звуковым рядом. Одним из первых инструментальных средств создания технологии мультимедиа явилась гипертекстовая технология, которая обеспечивает работу с текстовой информацией, изображением, звуком, речью.

Появлению систем мультимедиа способствовал технический прогресс:

возросла оперативная и внешняя память ЭВМ, появились широкие графические возможности ЭВМ, повысилось качество видеотехники, возникли лазерные компакт-диски и др.

Для реализации технологии мультимедиа были разработанызвуковые платы (Sound Bluster), платы мультимедиа, которые аппаратно реализуют алгоритм перевода аналогового сигнала, применяемого в теле-, видео- и аудиоаппаратуре в дискретный, используемый в компьютере. К компакт-дискам было подсоединено постоянное запоминающее устройство.

Современные операционные системы поддерживают технологию мультимедиа. Операционная система Windows-95 включает средства поддержки мультимедиа, что позволяет воспроизводить оцифрованные видео, аудио, анимационную графику, подключать различные музыкальные синтезаторы и инструменты. В Windows-95 разработана специальная версия файловой системы для поддержки высококачественного воспроизведения звука, видео и анимации. Файлы с мультимедийной информацией хранятся на CD-ROM, жестком диске или на сетевом сервере. Оцифрованное видео обычно хранится в файлах с расширением .AVI, аудиоинформация - в файлах с расширением .WAV, аудио в форме интерфейса MIDI - с расширением .MID. Для их поддержки разработана файловая подсистема, обеспечивающая передачу информации с CD-ROM с оптимальной скоростью, что существенно при воспроизведении аудио- и видеоинформации.

Появление систем мультимедиа произвело революцию в образовании, компьютерном тренинге, бизнесе и других сферах профессиональной деятельности. Созданы предпосылки для удовлетворения соответствующих растущих потребностей общества. Появилась возможность динамически отслеживать индивидуальные запросы мирового рынка, что отражается в тенденции перехода к мелкосерийному производству. Феномен мультимедиа демократизирует научное, художественное и производственное творчество.

Самое широкое применение технология мультимедиа получила в сфере образования. Созданы видеоэнциклопедии по многим школьным предметам, музеям, городам, маршрутам путешествий. Их число продолжает расти. Созданы игровые ситуационные тренажеры, что сокращает время обучения. Тем самым игровой процесс сливается с обучением. В результате мы имеем «театр обучения», а обучаемый реализует творческое самовыражение. Создается также диалоговое кино, где потребитель может управлять ходом зрелища с клавиатуры дисплея или посредством реплик, если к компьютеру подключена плата распознавания речи. Технология мультимедиа создает предпосылки для развития "домашней индустрии", приводящие к сокращению производственных площадей, увеличивает производительность труда. Особые перспективы открывает Multimedia для дистанционного обучения. Многие вузы в настоящее время занимаются разработками мультимедийных технологий (МТУ, МЭСИ, МЭИ и др.)'. Представляет интерес опыт Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, где создан Институт дистанционного образования, деятельность которого базируется на опыте ведущих учебных заведений Англии, Германии, Голландии, Швеции.

Следует запомнить: технология мультимедиа дает возможность объединить на экране видеоизображение, текст, рисунки, анимацию и одновременно использовать звуковое изображение.