Вопрос 3. Логотипы, символы, персонажи, слоганы и музыкальное сопровождение
Существует множество различных логотипов, начиная с написания названий корпорации и заканчивая совершенно абстрактными логотипами, не имеющими прямого отношения к ней или ее деятельности Названия фирм написаны на логотипах Coca- Cola, Dunhill и JGt-Kat. Фактически, в них нет ничего, кроме названия. Примерами абстрактных логотипов считаются звезда Mercedes, корона Rolex, бумеранг Nike и олимпийские кольца. В них нет слов. Такие логотипы нередко называют символами. Чаще всего в логотипах есть и слова, и абстрактные обозначения.
Ассоциации с логотипами формируются двумя путями.
- Потребители либо воспринимают значение увиденного логотипа,
- либо находятся под воздействием маркетингового комплекса.
Чтобы объяснить значение абстрактных логотипов потребителям, иногда следует организовать крупномасштабную рекламную кампанию. В этом они проигрывают конкретным логотипам.
Памела Хендерсон и Жофре Коте проанализировали 195 логотипов, чтобы выяснить, как они передают необходимую информацию. Сначала респондентам показывали только графическое изображение названия марки Просили оценить его. Потом показывали весь логотип и просили дать общую оценку. Если она была выше, значит логотип оказывал положительное влияние. Они пришли к следующим выводам.
Потребители легко узнают и положительно воспринимаюточень естественные, очень гармоничные и скромные логотипы и редко путают их с другими.
Преимущества
Логотипы и символы
- не произносятся и, в отличие от слов,
- у них нет четкого смыслового значения.
- их легко изменять и адаптировать с учетом особенностей различных культур и рыночной ситуации.
- поскольку логотипы и символы обычно абстрактны и не указывают на определенный товар, они подходят для достаточно широкой категории товаров.
- корпорации разрабатывают собственные логотипы, чтобы выделить общие характеристики всех дочерних брэндов и указать на их связь с корпоративным брэндом.
Когда вы находите интересующий товар и видите на нем логотип известной фирмы, вы вспоминаете, что все ее товары отличаются высоким качеством, их оперативно ремонтируют и обслуживают.
Наконец, логотипы оказываются весьма кстати, когда использование названия марки нежелательно, невыгодно или нецелесообразно. Например, британский National Westminster Bank разработал логотип с изображением треугольника, поскольку длинное и тяжелое название затрудняло использование эмблемы для указания банка в чековых книжках, в финансовой литературе и в рекламных материалах
Абстрактность и неосязаемость логотипов обуславливает их важную роль в сфере услуг. Например, многие страховые компании используют символы силы (например, Гибралтарская скала у компании Prudential и бык у компании Hartford), безопасности и надежности (например, зонтик у компании Traveller)
Кроме того, в отличие от названий, логотипы можно постепенно обновлять, придавая им более современный вид. Например, популярная сеть ресторанов Burger King перекрасила часть логотипа в голубой цвет, чтобы сделать его более привлекательным, и использовала элементы графики, символизирующие оперативность обслуживания.
В 2000 году John Deer впервые за 32 года переделала свой логотип, чтобы создать впечатление, что олень прыгает, а не приземляется. Так она указывала на сочетание силы и гибкости с использованием передовых технологий.
Изменять логотипы следует осторожно и постепенно, сохраняя их важнейшие преимущества. Например, в 1980-е годы многие фирмы делали их более абстрактными и стильными. При этом значение логотипов частично или полностью утрачивалось, а вместе с ним терялся и капитал марки. Поэтому некоторые из них сделали внешний вид символов более традиционным или просто вернулись к старым версиям (например, пантера у компании Lincoln-Mercury). Чтобы показать силу исторических традиций и продемонстрировать творческий полет инженерной и дизайнерской мысли, Crycler заменила символ пятиконечной звезды крыльями. Изменение логотипа стоит дорого. По данным Атлена Адамсона, создание нового или изменение старого символа крупной торговой марки в среднем обходится в миллион долларов [32].
Персонажи
- Персонажи считаются особым элементом марки, который наделяет ее чертами характера человека.
- Они часто играют центральную роль в рекламных кампаниях и в создании дизайна упаковки.
Некоторые персонажи анимированы, например Fresh Doughboy (Свежий пончик) компании Pillsbury, эльфы — компании Keebler. В основе других персонажей лежат образы людей: с или Рональд Мак Дональд.
Вообще говоря, анимированные персонажи чаще применяют на упаковках, чем персонажи в образе человека.
Green Giant
Одним из самых ярких и популярных персонажей считается Jolty Green Giant ('Веселый, зеленый великан’) от Pillsbury {33]. Он появился в 1920-е годы, когда компания Minnesota Valley Canning Со. поместила его изображение на этикетке новых консервов из крупного английского горошка с низким содержанием соли. Она стала первым клиентом рекламного агентстваLeo Burnett, которое решило, что персонаж годится для рекламы горошка. Поначалу в телевизионных роликах снимется актер в зеленом гриме и одежде из листьев. Затем персонажей сделали полностью анимационными. Сюжет рекламы остается неизменным. Green Giant всегда появляется на заднем плане, его черты видны недостаточно отчетливо. Он говорит только ‘’Хо-хо-хо”, почти не двигается, не ходит и никогда не покидает свою долину. Он уже давно вышел на международный уровень, не изменив своим базовым принципам. Чтобы изменить впечатление брэнде, компания ввела новый персонаж Это был Little Sprout {‘Маленький росток’) В отличие от Green Giant он невероятно болтлив и часто дает полезную информацию о товаре Разговорчивость персонажа позволяв вносить необходимые изменения в позиционирование марки. В марке Green Giant сосредоточена значительная часть капиталаPillsbury. Более того, когда с ее помощью рекламируют новые товары, потребители считаю* их безопасными и полезными для здоровья.
Преимущества использования персонажей
- привлекают внимание потребителей,
- способствуют повышению осведомленности о марке, передавая информацию о важнейших преимуществах рекламируемого продукта.
- человеческие черты характера персонажей делают образ марки забавным, интересным и др.
- их абстрактность и отсутствие привязки к конкретным товарам позволяет без труда наделять ими товары других категорий.
Образ эльфов Keebler соединяет ощущение домашней выпечки с впечатлением волшебства и веселого приключения, делая возможным линейные и категориальные расширения на другие виды выпечки и продуктов питания.
Например, Lonely Repairman (“Мастер на все руки”) компании Maytag способствовал усилению важной ассоциации надежности.
Во врезке “Коротко о торговой марке” описано, как персонаж Buddy Lee (“Дружок Ли”) стал олицетворением торговой марки Lee.
Buddy Lee помогает продавать джинсы Lee Dungarees
В середине 1990-х годов основные потребители, подростки, в целом скептически относились к джинсамLee; правда, им нравилась их надежность. Агентство FallorMcElllgot проанализировало все логотипы и ключевые фразы из архивов Lee. Оно провело исследование целевой группы потребителей. Исследователи узнали немало интересного. Во-первых. оказалось, что подросткам нравилась одежда изdungarees (различные виды хлопчатобумажной ткани) Молодке люди полагали, что она надежная и долго не изнашивается. Во-вторых, молодые люди лучше всего воспринимали ключевую рекламную фразу середины 1940-х годов' 'ДжинсыLee Невозможно порвать ". В-третьих, исследователи узнзли. что молодежь просто обожала куклуBuddy Lee Г Дружок Ли"), которая использовалась для стимулирования продаж джинсов в торговых точках с 1921 г.о 1962 год Ее сравнивали с персонажами из популярных мультфильмов 'Симпсоны* и '.Южный Парк*. Агентство провело обобщенный анализ данных, разработало маркуLee Dungarees и в 1998 году провело рекламную кампанию ‘ВызовBuddy Lee".
return false">ссылка скрытаСначала фирма привлекала основных потребителей с помощью скрытой рекламы. FaNon установила неподписанные изображенияBuddy Lee, сняла шестиминутный пародийный фиkьм ‘Жизнь Buddy Lee' и транслировала его в промежутках между передачами на популярных молодежных каналах. Кроме того, агентство разработало триWeb-страницы, наподобие тех, которые обычно создают подростки. Там опубликовали материалы о злодеях, сражающихся сBuddy Lee и рекламе. В дополнение к этому Fallon разослала электронные письма более чем 200 тысячам заинтересованных потребителей В рекламе не было прямых указаний на брэндLee Директор управления прессы Лиза Стэнфорд объяснила подобную таинственность следующим образом: *Мы не давали широкую рекламу, так как хотели, чтобы дети сами открыли для себя эту марку’
Когда потребители познакомились сBuddy Lee, началась раскрутка Lee Dungarees. Ее рекламировали в ведущих изданиях, на телевидении и продвигали, спонсируя спортивные мероприятия. Рекламные объявления акцентировали внимание на победоносных сражениях главного героя со злодеями. Он никогда не проигрыш битву.
Кампания "Вызов Buddy Lee* изменила отношение х джинсамLee, и они стали популярными в молодежной среде. Мониторинг марки показал, что доля потребителей, считающих их модной одеждой, за год выросла на 10 пунктов и составила 35%. Кроме этого, Lee получила в 4 раза больше заказов от розничных торговых сетей, ее доля рынка джинсов возросла до 3%.
Предостережение
Следует погнить, что персонажи вызывают некоторые трудности и проблемы. Иногда они так нравятся потребителям, что отвлекают их внимание от других элементов марки, снижая осведомленность о ней.
Eveready
Помните рекламу батареек Eveready Energizer? Там был марширующий кролик с барабаном. Он настолько увлек зрителей, что они забыли название рекламируемого брэнда и думали, что рекламируют не EVefeady, а их главного конкурента Duracell. Чтобы решить проблему, Eveready нарисовала кролика ка упаковке и приняла другие меры, стремясь создать сильные связи со своим брендом.
Со временем персонажей приходится обновлять, чтобы их имидж и характер по- прежнему соответствовали требованиям выбранного целевого рынка Например, малыши из Campbell Soup выросли и стали более стройными, подтянутыми и спортивными. Тетушка Джемима решила стать современной женщиной. Она сбросила немного лишнего веса, перестала носить косынку, сделала модную прическу и др.
В целом, чем реалистичнее персонаж, тем актуальнее проблема его своевременного обновления. Реальные люди не могут долго поддерживать марку Они болеют, стареют, у них меняется характер и др Зато вымышленные персонажи всегда актуальны и постоянно контактируют с потребителями
Во врезке “Коротко о торговой марке” описаны меры, предпринимавшиеся General Mills для модернизации персонажа Betty Crocker (Домохозяйка Бетти)
Коротко о торговой марке Долгая эволюция образа Бетти Крокер
В 1921 году компаний Washburn Crosby Со производитель мукиGold Medal, объявила конкурс на разгадывание рисунка загадки Конкурс пользовался огромной популярностью — компания получила 30 тыс. писем с ответами, причем несколько сотен конкурсантов просили прислать им рецепты и советы по выпечке кондитерских изделий. В связи с этим компания решила создать яркий персонаж, отвечающий на запросы потребителей Таким персонажем выбрали Бетти Крокер Имя Бетти было популярным и носило дружественный оттенок, а фамилиюCrocker носил один из уважаемых руководителей компании В 1928 году произошло слияниеWashburn Crosby с GeneraI Mills, и новая компания решила выпускать собственную программу ил национальном радио под названиемBetty Crocker Cooking School of the Air {’Кулинарная школа Бепи Крокер в эфире'] На этом этапе у Бетти Крокер появился собственный голос а ее подпись стояла практически на каждом продукте, выпускавшемся компанией
В 'ЗЗ году художник Нейша Мак-Мейн нарисовал ее первый портрет, создав собирательный образ нескольких домохозяек, работавших в компании У несколько чопорной Бетти были поджатые-губки, тяжелый взгляд и чуточку седины в волосах Затем образ Бетти Крокер претерпел ряд серьезных изменений Она осталась сдержанной но стала дружелюбнее До кардинальной переделки образа в 1966 году Бетти имела репутацию честной, дружелюбной и надежной женщины. превосходной мастерицы по выпечке, неравнодушной к проблемам потребителей Однако она казалась несколько старомодной, староватой, и консервативной Многие думали что она не понимает нужды современных потребителей с другими вкусами и лишена духа новаторства Нужно было создать современную Бетти. привлекательную для молодых и не отпугивающую старых потребителей, помнящих ее суровой домохозяйкой прошлых времен Она должна одеваться со вкусом, чтобы не выглядеть слишком консервативной, но и не поддаваться новым веяниям моды Такой образ можно не менять по крайней мере пятьдесят лет Кроме того, ее нужно было трудоустроить, поскольку многие современные женщины работают Наконец, General MMs выяснила, что 30% американских мужчин время от времени занимаются приготовлением пищи Значит необходимо придать ее образу чуточку сексуальности Еще позже его обновили в соответствии с требованиями эпохи информационных технологий Специальная группа отобрала портреты 75 женщин и на их основе обобщила с помощью компьютера ее внешний вид Эти перемены явно пошли ей на пользу Хотя ей уж* почти 75 лет. ее никак нельзя назвать старухой, потому что она выглядит не старше, чем на 35* Ее имя написано на упаковке примерно 200 видов товаров, но ее визуальный образ на лицевой стороне обертки в основном заменили изображением красней ложки По сут-.! ее портрет появляется лишь на обложках кулинарных книг и в рекламе
Слоганы
Слоганами (или лозунгами) называются короткие фразы, описывающие марку или объясняющие ее преимущества. Слоганы,
- как правило, появляются в рекламе,
- но играют важную роль в упаковке и в других аспектах маркетингового комплекса
Они очень удобны для обобщения и интерпретации целей маркетингового комплекса
Например, слоган Snickers “Хочешь есть? ПопробуйSnickers' (Hungry? Snickers Really Satisfies)” используется и в рекламе, и на обертке. Слоганы считаются мощным инструментом брэндинга, поскольку, подобно названиям, они чрезвычайно эффективны и удобны для формирования капитала марки.
Например, слоган страховой фирмы State Farm Insurance "State Farm — это ваш хороший сосед, всегда выручит в трудную минуту”, долгое время использовался в качестве символа дружелюбия и надежности
Разработка слоганов
Существует множество способов использования слоганов для формирования капитала марки.
- можно обыграть ее наименование
Например, Maybe She’s Born With It, Maybe it’s Maybelline (“Может быть, она родилась с ним, а может быть, это — Maybelline”; здесь используется игра слов — Maybe и Maybelltne)
- дают еще большую информацию о брэнде, одновременно передавая сведения о нем и о категории продуктов, и, таким образом, формируют устойчивые связи между ними
- улучшают позиционирование марки и укрепляют желаемые точки дифференциации
Возьмем к примеру слоган производителя брюк “Если вы не носитеDockers, вы носите просто брюки” Читая слоган, потребители сразу понимают, что брюки под маркой Dockers — самые лучшие и удобные Однако важнее всего то, что слоганы
• используют для обобщения описательной и убеждающей информации
Например, слоган DеBeers “Алмаз навсегда” говорит о том, что алмаз вызывает восхищение и никогда не теряет свою стоимость .
Модернизация слоганов
Иногда слоганы так запоминаются, что потом трудно заменить их на более актуальные.
Старые слоганы иногда передают оттенки значения, которые уже не нужно усиливать. Тогда они мешают желательному или необходимому обновлению марки, затрудняя формирование новых ассоциаций.
Например, изготовители пива Miller Lite так и не смогли найти достойную замену знаменитому слогану Tastes Great... Less Filling (“Превосходный вкус... И меньше калорий”). Seven-Up испытала четырех преемников популярного слоганаUncola (“Это — не Cola”), но так и не смогла подыскать достойную замену.
Слоганы обновить легче, чем многие другие элементы Тем не менее при изменении слоганов очень важно учитывать следующее.
Актуальность слогана.
Сначала нужно выяснить, каким образом он
- повышает осведомленность потребителей,
- улучшает имидж марки и,
- увеличивает ее капитал (если он вообще увеличивает).
Затем следует подумать, нужно ли повышать капитал таким образом.
Коротко о торговой марке
Управление капиталом марки в компании Benetton
Объем продаж компании Benetton составляет 2 млрд долл. Она считается одним из ведущих мировых производителей одежды. Benetton сформировала мощную марку, разработав много предметов одежды в самом разном цвете, интересную для широких кругов потребителей. Их корпоративный слоганUnited Colors of Benetton {"Соединенные цвета Beneffai*) идеально отражает сущность желательного имиджа и позиционирования. Он подчеркивает, что одежда обладает богатой цветовой гаммой, поэтому ее носят самые разные люди. Широкий охват различных сегментов рынка создает надежный фундамент для марки. Первоначально реклама Benetton укрепляла позиционирование, демонстрируя людей с разным цветом кожи. которые носили одежду подходящего цвета
Музыкальное сопровождение
Мотивами (jingles) называются
- песенки или
- инструментальные фрагменты,
сопровождающие информацию о марке.
Обычно для музыкального оформления отбирают хорошо запоминающиеся слова и припевы, которые мгновенно и навсегда фиксируются в сознании потребителей.
Мотивы стали важным инструментом брэндинга в первой половине XX столетия, когда господствовала радиореклама.
Специалисты часто не могут определить их роль в системе элементов марки из-за музыкальной природы сопровождения. Их считают либо музыкальными слоганами, либо отдельными элементами марки. Музыкальность затрудняет перенос элемента на другие марки. Иногда в песенках рассказывается о преимуществах марки, но чаще они косвенно передают значение товара. Мелодии вызывают ощущения, описывают характер и создают ассоциации с другими нематериальными сторонами марки. Важнее всего их способность повышать осведомленность о брэнде. Очень часто с помощью музыкальных образов остроумно или с юмором обыгрывается название марки, что помогает потребителям его запомнить.