Лекция 4. Структура программы на языке Паскаль.

Лекция 3. Знакомство с языком Паскаль.

 

Любой естественный язык строится из элементарных составляющих – букв, образующих алфавит языка. Буквы используются для составления слов, слова складываются в предложения, а предложения образуют программы. Всякий язык программирования организован примерно так же. Имеется алфавит языка, то есть набор символов, которые можно использовать в программе. Существуют зарезервированные слова, имеющие вполне определенный смысл и определенное назначение.

Язык Паскаль содержит приблизительно 80 зарезервированных слов и специальных символов. Алфавит языка составляют буквы латинского алфавита, цифры и специальные символы. Зарезервированные слова могут применяться только по своему прямому назначению, то есть в качестве имен операторов, названий операций и т.д. Зачастую для организации некоторой языковой конструкции используются два или более служебных слов. Полный список зарезервированных слов можно найти в справочной системе по конкретному диалекту языка, который вы используете.

Кроме зарезервированных слов в программах на языке Паскаль используются как отдельные специальные символы, так и пары символов, которые имеют специальное назначение. Перечень этих символов приведен в табл. 3.1.

Таблица 3.1. - Одиночные и двойные специальные символы языка Паскаль

:= Присваивание переменной значения выражения (справа от символа)
; Разделитель операторов в прграмме
( ) Скобки для арифметических и логических выражений
: Разделитель операторов в программе
.. Многоточие для списков
+     Арифметические и бинарные операции
-
*
/
= Логическое равенство, элемент описания констант и типов
< > Логическое неравенство
<=   Отношения «меньше или равно» и «больше или равно»
>=
. Конец программы или модуля, а также десятичная точка в константах вещественного типа
Ограничители константы строкового типа
{ }   Пары скобок для комментариев
(* *)
, Разделитель элемента списка
[ ] Скобки для ссылки на элемент массива или указания диапазона значений индекса

Запись алгоритма на некотором языке программирования будет понятна человеку, но непонятна компьютеру. Исходный текст должен быть откомпилирован (оттранслирован), то есть переведен на язык машинных команд, понятный компьютеру.


 

Программа представляет собой последовательность операторов и других элементов языка, построенную в соответствии с определенными правилами. В языке Паскаль первым в программе идет зарезервированное слово PROGRAM. За ним, после одного или нескольких пробелов, следует идентификатор – имя программы. Идентификаторы могут содержать не более 63 символов и начинаются буквой или символом подчеркивания, за которым следуют буквы цифры и символы подчеркивания. Заголовок программы заканчивается символом точка с запятой (рисунок 4.1). После заголовка программы обычно идут описания переменных, констант, меток, подпрограмм и других объектов, используемых в программе. Эта часть программы называется разделом описаний.

  Program name;
    Раздел описаний
  Begin
    Раздел операторов  
  End.
Рисунок 4.1 – Структура программы на языке Паскаль
   

Все переменные, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания переменных. Этот раздел, до служебного слова BEGIN, может содержать следующие части: разделы описания переменных, констант, типов, меток, подключаемых модулей, процедур и функций. Описание переменных имеет следующий вид:

VAR V1, V2, … : type_id;

Здесь V1, V2, … - список переменных, в котором имена переменных разделяются запятыми, type_id задает тип переменных.

Константы, используемые в программе, должны быть описаны в разделе описаний и имеют вид:

Const

C1 = Val_1;

C2 : type_id = Val_2;

Cn = Val_n;

Здесь С1, С2, …Сn – имена констант, а Val_i – значения этих констант. Константы в Паскале бывают двух видов – нетипизированные (константа С1) и типизированные (константа С2). Типизированные константы, в отличие от нетипизированных, во время выполнения программы могут изменять свое начальное значение.

Каждая программа обязательно имеет часть, которая выполняет какие либо действия и называется разделом операторов. Минимально допустимой выполняемой частью программы раздела операторов является составной оператор.

BEGIN

S1; S2; … Sn

END

где S1; S2; … Sn – операторы, а зарезервированные слова begin и end играют роль скобок, но только для операторов, а не для математических выражений. Они так и называются операторными скобками. Операторы в программе могут размещаться как на отдельных строках, так и по несколько в строке. Операторы разделяются точкой с запятой. Наиболее популярным примером является оператор присваивания:

Variable := expression;

Выражение справа от символа присваивания состоит из констант, переменных, обращений к функциям и знаков операций. Вначале вычисляется значение выражения. Затем полученное значение заносится в ячейку памяти компьютера, зарезервированную под переменную, имя которой указано в левой части оператора присваивания. Значение выражения должно быть совместимо по типу с указанной переменной.

В качестве оператора может выступать конструкция вызова процедур. Процедура программируется пользователем или содержится в готовом наборе процедур (библиотеке) и выполняет некоторое действие. Процедура вызывается путем указания ее имени, при необходимости в круглых скобках указываются параметры вызова процедуры.

WriteLn;

Read(x, y);