Понятие АСУ. Основы функционирования АСУ.

 

Автоматизированная система управления — это человеко-машинная система, пред­назна­ченная для сбора, обработки и выдачи информации, необ­хо­димой для оптимизации управления в различных сферах чело­ве­ческой деятельности. АСУ базируется на использова­нии экономи­ко-математических методов, средств вычисли­тельной техники (ВТ) и связи для отыскания и реализации наиболее эффективного управления объектом.

В основе АСУ лежит функциональная структура, представляющая собой синтез организационных (должно­ст­ных) и функциональных структур СУ предприятия.

 

АСУ

 

Рис. Обобщенная функциональная структура АСУ.

 

 

Ор­ганиза­ционная структура СУ предприятия обычно имеет иерархиче­скую структуру, т. е. каждое звено нижележаще­го уровня под­чиняется звену вышележащему. Каждое зве­но организацион­ной структуры имеет свои функции управления. Чем выше в системной иерархии организации звено, тем более общий круг функций у самого низшего звена организационной структуры (исполнитель), тем уже, но конкретней его задачи. Обычно в организационно-административных системах управления функции каждой единицы организационной структуры регла­ментируются должностной инструкцией.

Как было сказано выше, функциональная структура АСУ есть синтез организационных и функциональных структур СУ предприятия. Поэтому внешне, схематично функ­циональная структура АСУ повторяет организаци­онную структуру СУ предприятия.

Другими словами, функ­цио­наль­ные элементы организационной структуры имеют функциональные подсистемы.

Для каждой подсистемы выделяется круг задач — круг од­нотипных функций, которые получили название «комплекс­ные задачи». Таким образом, отдельные задачи входят в кон­кретный комплекс задач, а комплекс задач объединяется в подсистемы, совокупность которых есть АСУ предпри­ятия. Непосредственно автоматизируемые задачи принято клас­сифицировать по фазам управления, среди кото­рых выделяют следующие восемь основных фаз:

1. Учет — оперативная фиксация данных о состоянии ОУ, их первичная обработка, т. е. классификация, группировка и сортировка, в результате выполнения которых вырабатыва­ется учетная информация о состоянии объекта.

2. Контроль — обработка учетной информации о состоя­нии ОУ, выявление и отбор существующих данных о состоя­нии ОУ, их сравнение с нормативными или плановыми значе­ниями, в результате выполнения которых вырабатывается контрольная информации об отклонениях параметров объекта.

3. Анализ — регулярная обработка накапливаемой учет­ной информации для установления логических или аналитиче­ских связей между существующими параметрами состояния объекта, в результате выполнения которой вырабатывается аналитическая информация о взаимных связях параметров объекта.

4. Нормирование — систематическая обработка накапли­ваемой аналитической учетной информации о состоянии объ­екта для определения допустимых значений существующих параметров, в результате выполнения которой вырабатывается нормативная информация для нормального функционирования объекта.

5. Прогнозирование — регулярная обработка накапливае­мой учетной, аналитической и нормативной информации о состоянии объекта для установления коэффициентов уравне­ний вероятностных оценок связи между существующими входными и выходными параметрами ОУ с целью предвиде­ния его возможного поведения.

6. Регулирование — оперативное принятие решений для ликвидации отклонений от нормального режима функциони­рования объекта. При этом решения принимаются на основе изучения контрольной и нормативной информации и оформ­ляются в виде управляющей информации.

7. Организация — регулярное принятие решений для обеспечения эффективного функционирования предприятия в целом на основе изучения процессов преобразования всех видов информации. В результате вырабатывается новый вид информации в виде должностных инструкций и положений о структуре производственного коллектива предприятия.

8. Планирование — периодической принятие решений для обеспечения эффективности функционирования предприятия на заданный плановый период на основе изучения целей и задач, поставленных предприятием, и проведения необходи­мых расчетов по аналитической нормативной и прогнозной информации. В результате вырабатывается управляющая ин­формация в виде планов на заданный интервал времени (сут­ки, декада, месяц, квартал, год, пятилетка).

Расчленение процесса управления на фазы (стадии) позволяет с единых позиций рассматривать структуру управления предприятием, правильно осуществить выбор функций и задач автоматизации, а также их очередность постановки и решения.

 

Рис. Наиболее распространенная схема взаимосвязей фаз управления производственных предприятий.

 

Из рисунка видно, что все фазы управления могут быть объединены в два модуля: обработки данных и принятия решения.

Первый модуль – обработка данных (учет, контроль, анализ, нормирование, планирование) носит пассивный характер отображения состояния ОУ и представляет аппарату управления лишь отчетную информацию.

Второй модуль имеет активный характер формируя в аппарате управления информацию для воздействия на ОУ.

Внедрение АСУ на производственном предприятии необходимо выполнять в оп­ределенной последовательности. Все рабочие места связаны на информационном уровне и «подпитывают» друг друга оп­ределенными данными. На первой стадии запускаются под­системы и автоматизируются задачи, обеспечивающие систе­му нормативно-справочной информацией, на второй — теку­щей первичной информацией; на третьей — формируются вы­ходные формы.

В составе большинства АСУ (а для АСУП (предприятия) это обязательно) приннято выделять функциональную и обеспечивающую части (рис.).

Функциональная часть (функциональная структура АСУ) подразделяется на подсистемы, выполняющие основные функции управления объектом автоматизации (например, предприятия). Необходимость выделения функциональных подсистем определяется сложностью управления современными производственными системами.

Обеспечивающая часть представляет собой комплекс методов, объединенных в соответствии с их спецификой и обеспечивающих решение задач во всех функциональных подсистемах АСУ.

л

Рис. Виды обеспечения АСУ.

 

 

- информационное – определяетраспределение информации между вне- и внутримашинными базами данных, которые входят в состав АС и взаимодействие между компонентами системы. В требованиях указывается совместимость создаваемой АС с внешней средой, требования к безбумажным информационным технологиям, форматам и носителям. Дополнительно приводятся требования к согласованию и разработке оригинальных форм документов. Выдвигаются требования по составу и структуре внемашинной ИБ и по организации ее ведения. Конкретизуются требования по сохранности информации и формулируются требования к процедуре придания юридической силы документам, создаваемым ТС АС;

- лингвистическое– определяет тип, форму и язык интерфейса пользователей и ТС. Выбирается язык описания предметной области или формулируются требования к структуре такого языка, форматам и шаблонам сообщений. Устанавливается порядок согласования правил применения в лингвистическом обеспечении профессиональной лексики предметной области. При формировании диалога на ограниченном подмножестве естественного языка должны быть определены границы этого подмножества; если бугалтер, то должен быть понятный данному специалисту набор меню и т.д.

- программное– определяет необходимые для создания АС программные продукты (универсальных и прикладных). Необходимо иметь лицензии на все ПО, в случае разработки оригинального ПО, необходима государственная регистрация. При доработке ПО определяются функции, для которых должно быть разработано оригинальное ПО;

- техническое– КТС, необходимый и достаточный для выполнения функций АС. Необходимо установить минимально необходимые значения функциональных, конструктивных и эксплуатационных характеристик КТС, а также необходимость строительно-монтажных, электротехнических и других работ;

- метрологическое – как правило, для АСУТП, АСК, АСНИ, для выполнения функций, для которых нужны измерительные каналы и средства измерений;

- организационное– изменения, которые нужно внести в организационную структуру предприятия для обеспечения выполнения функций АС. Определение требований по организации взаимодействия пользователей и эксплуатационного персонала АС, а также по предотвращению ошибочных действий пользователей АС;

- методическое – перечень общегосударственных, отраслевых и/или ведомственных нормативно-технических документов (стандартов, инструкций, положений), в соответствии с требованиями которых должна быть организована эксплуатация АС. Д/каждой категории пользователей свое методическое обеспечение, которое есть или должно быть разработано.

Математическое обеспечение АСУ —совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при функционировании системы.

Правовое обеспечение АСУ —совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при функционировании АС и юридический статус результатов ее функционирования.

Эргономическое обеспечение АСУ —совокупность взаимосвязанных требований, направленных на согласование технических харрактеристик КТС,параметров рабочей среды на рабочем месте с психологическими, психофизиологическими, антропометрическими, физиологическими характеристиками и возможностями человека-оператора.

Комплекс технических средств является одной из основ­ных частей АСУ, которая в значительной степени предо­пределяет уровень механизации и автоматизации управленче­ского труда. Структура КТС представляет собой состав функ­циональных групп технических средств и способы организа­ции их взаимодействия в процессе функционирования АСУ. Оптимальный выбор структуры КТС и состава тех­нических средств, входящих в этот комплекс, имеет первосте­пенное значение для создания эффективно функционирующей АСУ. Задача определения оптимальной структуры КТС является многофакторной в связи с многообразием требований (структурных, функциональных, технических экономических), предъявляемых к этой структуре АСУ. АСУ требует рационального распределения вычислительных мощностей по уровням управления, обеспечивающих наиболее эффективную обработку данных.

С точки зрения эффективного функционирования КТС в АСУ можно выделить следующие задачи:

— прямой обработки данных, повторяющиеся с различной периодичностью;

— оптимизационные и прогнозные, решаемые по расписа­нию;

— справочные, решаемые с высокой оперативностью в случайные моменты времени;

— подготовки исходных данных, решаемые с высокой оперативностью в темпе поступления информации;

— фоновые, решаемые без жесткого ограничения во вре­мени для выравнивания загрузки вычислительных средств;

— простого счета, решаемые непосредственно на рабочих местах управленческим персоналом.

Каждая из перечисленных задач определяет соответст­вующее требование к КТС. К техническим требованиям, предъявляемым к КТС, относятся:

— реализуемость КТС, т. е. возможность его создания за счет средств, выпускаемых промышленностью;

— гибкость структуры КТС, т. е. возможность включения в его состав новых, более совершенных технических средств по мере освоения их промышленностью;

— надежность КТС, т. е. возможность бессбойного его функционирования в АСУ.

К экономическим требованиям относятся:

— минимальная стоимость КТС;

— минимальная стоимость обслуживания КТС.

Таким образом, при разработке КТС приходится решать задачу синтеза: построить КТС из заданных элементов так, чтобы он удовлетворял заданному критерию эффективности функционирования АСУ.

Центральным звеном КТС АСУ является процессор ЭВМ. Основной критерий при выборе процессора — его бы­стродействие, определяемое по формуле:

,

где: — объем обрабатываемой информации за год (в зна­ках), , где: — количество дней (суток) работы ЭВМ в год, — максимальный суточный объем входной информации в показателях в -й группе задач, подлежащих автоматизации;

— доля учетно-отчетных задач;

— доля задач оптимального планирования;

— доля задач прогнозирования;

L = 1000 — среднее количество операций для одного байта информации в учетно-отчетных задачах;

M = 1500 — среднее количество операций для обработки од­ного байта информации в задачах оптимального планирова­ния;

Н = 2000 — среднее количество операций для обработки одного байта информации в задачах прогнозирования;

— доля задач, решаемых в пакетном режиме;

Á — коэффициент сложности задач, решаемых на данном этапе;

— коэффициент, характеризующий снижение использо­вания процессора в режиме пакетной обработки;

— коэффициент, характеризующий снижение использо­вания процессора в режиме разделения времени;

y — коэффициент, характеризующий изменение скорости обработки информации по отношению к внешним накопите­лям и устройствам ввода-вывода;

2 · 107 — годовой фонд времени в секундах (при норме ра­боты ЭВМ 22 часа в сутки в режиме сервера);

А — коэффициент увеличения мощности ЭВМ с измене­нием уровня автоматизации.

 

Разработка структурных схем

комплекса технических средств

Для составления структурных схем КТС разработана спе­циальная символика. Рассмотрим общие правила построения структурных схем КТС автоматизированных систем.

1. Схема вычерчивается при помощи специальных шабло­нов.

2. Символы, обозначающие структурные элементы (см. ниже), должны иметь порядковый номер.

3. К структурным схемам должны прилагаться специфика­ции, оформленные в соответствии с установленным образцом, в которых приводятся технические характеристики элементов структурной схемы КТС автоматизированной системы.

Ниже приводится символика структурных схем КТС авто­матизированных систем.

 

— СD-ROM, CD-RW Drive
— монитор

 

  . .

— клавиатура русифицированная  
 
— контроллер накопителей  
— процессор  
— оперативная память  
— сетевой адаптер (модем)  
— манипулятор мышь  
— источник бесперебойного питания  
— материнская плата  
— персональный компьютер  
— сетевой концентратор  

 

— принтер
— видеоадаптер
— сканер

 

Приведем пример изображения структурных схем КТС. В комплекс технических средств входят:

1) сервер, 2) компьютер руководителя предприятия, 3) компьютер секретаря,4) два компьютера менеджера.

 

 

 


Рис. Структурная схема сети.

 

Рис. Структурная схема компьютера пользователя.