Тема 9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Технология решения задач финансового менеджмента в условиях АИТ включает выполнение следующих процедур:

- сбор и подготов­ку информации;

- обработку, накопление и хранение данных;

- моде­лирование данных;

- формирование результатной информации;

- пе­редачу информации лицу, принимающему решения;

- принятие решения.

Типичной задачей, предполагающей выполнение всех технологических процедур, является анализ и подготовка техни­ко-экономического обоснования (ТЭО) инвестиционных проек­тов (ИП). Наиболее популярными программами, используемыми для ее решения, являются отечественные продукты Project Expert (PRO-INVEST Соnsulting) и «Альт-Инвест» (Альт).

Однако цели финансового менеджмента в условиях рынка могут быть достаточно разнообразными. В каждом конкретном случае они зависят от стратегических и тактических задач, реализуемых на предприятии.

Вне зависимости от преследуемых целей их достижение требует от финансового менеджера принятия эффективных управленческих решений по следующим основным направлениям:

- операционная деятельность (анализ, планирование, прогнози­рование и контроль финансового положения предприятия); .

- финансирование - управление собственными и привлеченными источниками средств (финансовые решения);

- инвестиции - инвестиционная политика и управление акти­вами (инвестиционные решения).

Каждое из выделенных направлений характеризуется конкрет­ным комплексом задач, решение которых осуществляется в рамках системы финансового менеджмента, к ним относятся:

- анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия

- текущее и перспективное планирование финансово – хозяйственной деятельности

- оперативное управление финансовыми ресурсами

- реализация финансового контроля

- определение источников, стоимости и структуры капитала

- анализ и управление инвестиционными проектами

 

Комплексы задач отражают лишь общее содержание процесса финансового управления и могут быть еще более детализированы и структурированы.

Например, задача определения источников, стоимости и структу­ры капитала предполагает детальную оценку:

- объема требуемых финансовых ресурсов и степени их доступ­ности;

- формы их представления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность, эмиссия ценных бумаг и т.д.);

- стоимости обладания данным видом ресурсов (процентные ставки, прочие формальные и неформальные условия предо­ставления данного источника средств);

- риска, ассоциируемого с данным источником средств, и т.д.

Формирование рынка деловой информации в России началось в середине 1990-х годов. Основными поставщиками информационных продуктов и услуг здесь являются:

- службы обмена информацией между финансовыми институтами;

- специализированные агентства и службы, ориентированные на профессиональных инвесторов;

- агентства и службы, ориентированные на потребительский рынок.

Предоставляемые ими информационные продукты и услуги дос­тупны в следующих формах:

- реальном масштабе времени;

- баз данных на магнитных носителях или с доступом on-line;

- специализированных обзоров в электронном или печатном виде;

- материалов периодических деловых изданий.

Следует отметить, что на каждом этапе принятия решений используемая информация может быть представлена одновременно в нескольких формах.

Деловая информация в реальном масштабе времени по россий­ским и международным рынкам доступна только профессиональ­ным участникам и предоставляется как зарубежными (Reuters, Dbw Jones Telerate, Tenfore, Вloomberg и др.), так и отечественными (МФД, АК&М, «Прайм», «Интерфакс», RВC, «Финмаркет» и другими, а так­же соответствующими службами бирж ММВБ и РТС) и поставщиками.

Информационные услуги ведущих поставщиков сочетаются с воз­можностью проведения электронных сделок.

В настоящее время существенно возрастает роль сети Интернет для оперативного доступа к деловой информации. Следует отметить, что роль Интернета в качестве источника доступа к информации в реальном времени в России значительно выше, чем за рубежом. Большинство информационных агентств, коммерческих банков и инвестиционных компаний, например «Финмаркет», RВC, АК&М, «Тройка Диалог», «Атон» и другие, уже сегодня предлагают подоб­ные услуги отечественным потребителям. '

Базы данных деловой информации, распространяемые на маг­нитных или оптических носителях (преимущественно на CD ROM), также получили широкое распространение в России. Первые БД биржевой информации на CD ROM появились в конце 1997 г. ­«Котировки РТС за последний год» Финмаркет и «История рос­сийского рынка» (МФД) на семи компакт-дисках. Широкую попу­лярность приобрели БД коммерческой информации, такие как «То­вары и цены» и др.

Использование БД на магнитных и оптических носителях зна­чительно увеличивает эффективность финансовых решений, обес­печивая специалисту уникальную возможность дешевого и эффек­тивного доступа к практически неограниченным массивам как опе­ративной, так и ретроспективной информации, непосредственно с рабочего места. Особая ценность таких БД заключается также в том, что информация в них, как правило, представлена уже в готовом для использования виде (в виде таблиц, графиков, прогнозов, фор­матов данных популярных пакетов прикладных программ и т.д.).

Одним из ведущих поставщиков БД международной и отечест­венной деловой информации является агентство Reuters. Базы данных Reuters содержат информацию по ценным бумагам, валюте, товарным рынкам, а также общеполитические и биржевые новости, материалы других агентств новостей и прессы, международных и правительст­венных организаций, предоставляемую в режиме реального времени.

Информационные услуги Reuters сгруппированы в несколько

служб-комплексов. .

1.Базы данных (Reuter Мопеу, Reuter Treasury, Reuter Commo­dities, Reuter Equities, Reuter News), охватывающие весь спектр ин­струментов финансового рынка.

2. Система осуществления транзакций Dealing, работающая в сетях с протоколом Х.25, благодаря которой абонент может полу­чать и передавать котировки, заключать сделки и обмениваться ин­формацией в режиме двусторонней телексной связи с партнерами.

з. Программы технического анализа в реальном времени Reuters Techhical АщЙуsis и Reuters Graphics 3.5 Professional.

4.Рабочая станция AТW (Adwanced Trader Workstation), рабо­тающая в среде UNIX и включающая систему регистрации сделок, ведения позиций, комплексного анализа и управления финансовы­ми рисками Kondor+ (новое поколение рабочих станций представлено системой Kobra).

5. Система аналоговой коммутации потоков данных Prism+, по­зволяющая эффективно использовать многотерминальные конфигу­рации в рамках единого' рабочего места, и др.

Еще одним информационным продуктом Reuters является фи­нансовое телевидение - качественно новый вид услуг, с которыми компания выходит на российский рынок мультимедиа. Подписчики имеют возможность смотреть прямые репортажи с мировых финан­совых рынков, обзоры новостей, трансляции пресс-конференций, выступлений, а также комментарии финансовых экспертов. В настоя­щее время существует аналогичный отечественный проект, осуществ­ляемый агентством RВC.

Другим примером систем удаленного доступа к базам данных международной и отечественной деловой информации является служба Tenfore, предлагаемая компанией Tenfore-Russia. Эта спут­никовая информационная система ориентируется на широкий круг подписчиков - от предприятий до частных лиц.