Документальные системы
Вспомогательные функции ИС
5. Ввод и редактирование информации. ИС обеспечивает разнообразный спектр приемов ввода и редактирования.
6. Контроль информации. Многие ИС не обеспечивают автоматизированного логического контроля (или целостности) введенной информации. Access – обеспечивает.
7. Отображение информации. ИС обеспечивает отображение с помощью экранных форми отчетов (на фирме), упорядочивание БД.
8. Создание страховочных копий.
Упорядочивание (сжатие) входит во многие системы (например, Access).
Выводы:
С одной стороны БД логично рассматривать как систему накопления, регистрации, извлечения и классификации сведений (знаний).
С другой стороны БД может порождать на основе старых знаний новые:
- механизм выборок и арифметическая обработка;
- аналитическая разработка выборки
с последующим синтезом позволяет делать научные обобщения, особенно там, где применима статистика (медицина, биология и т.д.).
При рассмотрении систем БД подразумевалось, что речь идет о структурированной информации. Такие системы в некоторых книгах и статьях называются фактографическими. Фактографические системы могут однозначно ответить на вопросы типа «Сколько было продаж по такой-то группе товаров за месяц?» и т.п.
Но есть принципиально другой класс задач и, соответственно, информационных систем.
Это документальные системы. БД таких систем образуют совокупность неструктурированных текстовых документов (статьи, письма, книги, рефераты, тексты законов и т.п.).
Документальные системы также имеют формализованный аппарат поиска.
Цель документальных систем - выдать в ответ на запрос пользователя список документов, в какой-то мере удовлетворяющих сформулированным в запросе условиям. Например, выдать список всех статей, в которых встречается такое-то понятие.
Среди компьютерных примеров- MSDN, Help- системы.
Часто проектируются гибридные варианты фактографических и документальных систем. Например, фактографическая маркетинговая система к каждой записи о фирме или о контакте с фирмой может содержать ссылку на документ, или совокупность документов- рефератов, договоров и т.п., по которым БД может организовывать поиск. Очень полезен поиск фирмы, выпускающей определенную продукцию или предоставляющую услугу и т.п. по реферату.
Резюме.Рассмотрены основные принципы структурирования произвольных данных, основные модели данных, обосновали выбор реляционной модели и рассмотрели основные принципы разработки БД в рамках реляционной модели. Этих сведений достаточно, чтобы перейти к рассмотрению конкретных систем.