Профессионально-информационная культура педагога-психолога

(интегративный курс)

Учебно-методическое пособие

(Часть 1)

 

 

Редактор В.И. Буланова

Компьютерная графика А.С. Назаренко

 

Формат 60 × 84 1/16. Бумага офсетная

Подписано в печать 30. 10. 2006 г.

Усл. печ. л. 16. Тираж 250 экземпляров.

Заказ № 306 .

 

ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет»

398020, г. Липецк, ул. Ленина, 42

Отпечатано в РИЦ ЛГПУ

 

 


[1] Аподиктические – достоверные, основанные на логической необходимости; неопровержимые, выражающие необходимую связь вещей и явлений.

[2] Инвариант (фр. неизменяющийся) – не зависящий от чего-либо, неизменная сущность.

[3] Метаинформация – это информации об информации, о способе кодирования информации.

[4] Гуманизм-социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, признающих его право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление своих сущностных (физических и духовных) сил.

[5] Артефакт (лат. искусственно сделанный) - предмет, созданный людьми (в т.ч. языки; способы поведения).

[6] Менталитет – склад ума, мироощущение, мировосприятие.

[7] Смысл – значение, которое объект, событие, факт, слово приобретают для данного человека в результате его жизненного опыта [Цит. по: 38]; «личностный смысл, значение-для-меня» [28].

[8] Значение – это обобщённая идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности [33]; это «клеточка человеческого сознания» (Л.С. Выготский) [Цит. по: 28]; это «значение-в-себе» (А.Н.Леонтьев) [28].

[9] Понятие – целостная совокупность суждений, т.е. мыслей, в которых что-то утверждается об отличительных признаках объекта, ядром которой являются суждения о наиболее общих и в то же время существенных признаках этого объекта [25].

[10] Знания – осознанная и ставшая личностно значимой информация [Цит. по: 38].

[11] Объект – нечто, на что направлена мысль или действие.

[12] Семиотика - наука, изучающая свойства знаков и знаковых систем (естественный и искусственный языки).

[13] Между компьютерными и традиционными информационными технологиями существует примечательное отличие, ставшее причиной, по которой их называют новыми. В традиционных технологиях совершенствование инструментальных механизмов обычно означало выполнение старой работы новыми средствами. Для письма использовали сначала гусиное перо, потом металлическое, потом пишущую машинку и отправляли его по почте сначала «на перекладных», затем поездом, затем самолётом. Результат исполнения работы не менялся принципиально – бумага с текстом механически доставлялась адресату. С помощью современных информационных технологий выполняются такие задачи, сама постановка которых была невозможна до появления компьютера: создание и демонстрация презентаций (электронных слайд-фильмов); электронная почта (цифровой код, перемещаемый по каналам связи), общение в чатах, проведение телеконференций по Internet и пр. Только такие информационные технологии, в которых выполнение новой работы производится новыми средствами, называются новыми информационными технологиями.

[14] Искусственный язык – это набор символов, кодов и правил их комбинирования, который обеспечивает взаимодействие человек-компьютер.

[15] Шум здесь понимается в самом широком смысле как востребованная бесполезная информация, имеющая нулевую ценность.

 

[16] Филогенез – историческое развитие или эволюция органического мира, его типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов.

[17] Принцип развития – объяснительный методологический принцип психологии, согласно которому онтогенез в определённом соотношении повторяет филогенез.

[18] Онтогенез – индивидуальное развитие животного или растительного организма – от момента зарождения до окончания жизни.

[19] Мультимедиа - информационная технология, позволяющая объединить информацию разных типов (текст, звук, графическое изображение, анимацию, видеоизображение). В результате обес­печивается такое представление информации, при котором человек воспринимает её сразу несколькими органами чувств параллельно, в сочетании с использованием больших объёмов информации, быстрым досту­пом и интерактивными возможностями работы с нею.

[20] Гипертекст - информационная технология, которая структурирует информацию, располагая её нелинейным образом, в виде отдельных фрагментов, которые связаны друг с другом посредст­вом гиперссылок, в результате информация располагается в виде ветвящегося дерева и получается как бы свёрнутой во времени и пространстве.

[21] Интертекст - в узком смысле означает включение одного текста в другой; в широком смысле - это размывание границ текста, в результате которого он лишается законченности и закрытости, становится внутренне неоднородным и множественным; «интертекст – это более чем сумма текстов – это культурно-исторические коды, способы передачи и восприятия текстов…как вербального, так и невербального плана…»

 

[22] Контекстным - является такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов.

[23] Информационное свёртывание – информационная технология сжатия смысла.

[24] Информационный взрыв – быстрое сокращение времени удвоения объёма знаний; с 90-х годов ХХ века удвоение объёма знаний происходит ежегодно; после 2020 г. знания человечества будут удваиваться каждые 72 дня.

[25] Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

[26] Компьютеризация – процесс использования современных компьютерных и телекоммуникационных средств при развитии информационных ресурсов (массивов документов) и способов их доставки человеку.

[27] Коэволюция – совместное гармоничное развитие.

[28] Медиатизация – усиливающаяся тенденция производства и использования документов, сочетающих информацию различных типов и видов (текст, графика, анимация, видео, звук и др.) и использующих компьютерные средства создания и передачи мультимедийных образов.

[29] Интеллектуализация – процесс развития способностей человека к восприятию и порождению информации, формированию новых знаний, в т.ч. с использованием возможностей искусственного интеллекта.

[30] Виртуализация – усиливающаяся тенденция распространения опосредованных форм человеческого общения, допускающих неоднозначную идентификацию субъектов общения.

[31] Постмодернизм – современная общекультурная парадигма философского дискурса, не зависящая от национальных и географических координат, взявшая на себя роль генератора и амортизатора порубежных потрясений, когда прежние культурные нормы и ценности изживают себя, а новые ещё не сформированы. Для постмодернистского мировосприятия характерны такие черты, как: конец идеологии единомыслия; критическое отношение к институтам и институализированным ценностям; движение от Культуры к культурам.

[32] А есть ли у вас цель жизни, своя программа, понятен ли вам смысл вашей жизни, представляете ли вы, чем собираетесь заниматься завтра, через месяц, год, пять, десять лет? Каждый день для вас – это ещё один шаг вперед по вашей же программе или вы живете по инерции?

[33] Эллипсис – опущение в речи слов, легко подразумеваемых или восстанавливаемых по контксту, например: «я - домой» вместо «я иду домой».

[34] Эвфемизация – употребление в речи более мягких слов или выражений вместо грубых или непристойных («не сочиняйте» – вместо «не врите»).

[35] Инсинуация – с лат. вкрадчивость, клеветническое измышление, имеющее целью опорочить кого-либо; злостный вымысел, клевета.

[36] Имидж – [с англ. образ] – целенаправленно сформированный образ (какого-л. лица, явления, предмета), выделяющий <навязывающий – М.Н.> определённые ценностные характеристики, признанный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-л. в целях популяризации, рекламы и т.п.

[37] Дискурс – это социально обусловленная система речи и действия, включающая в себя различные формы высказываний, а также способы и правила обоснования этих высказываний, принятые в конкретном социокультурном пространстве и опирающиеся на господствующие властные отношения.

[38] Постмодернизм – современная общекультурная парадигма философского дискурса, не зависящая от национальных и географических координат, взявшая на себя роль генератора и амортизатора порубежных потрясений, когда прежние культурные нормы и ценности изживают себя, а новые ещё не сформированы. Для постмодернистского мировосприятия характерны такие черты, как: конец идеологии единомыслия; критическое отношение к институтам и институализированным ценностям; движение от Культуры к культурам.

[39] Маркетинговая технология – предполагает целенаправленное воздействие на общество, группу людей или отдельную личность с целью организации и поддержания эффективных и сбалансированных систем и единичных случаев обмена. Классический сценарий маркетинговой деятельности подразумевает аоздействие на поведение покупателя в процессе принятия решения о покупке.

[40] Избирательная технология или политический маркетинг – технология маркетинговой природы по изучению потребностей и настроений избирательного корпуса (электората); конъюктуры политического рынка, рынка политических идей и персон; разработка стратегии и тактики продвижения этого «товара»; стимулирование избирательного поведения населения (поддержки программ кандидатов и определённого выбора в день голосования).

[41] Новостная технология – специально созданная система методов поиска и отбора, описания и распространения событий, обладающий социальной новизной и актуальностью, для стимуляции или подавления социальной активности; для создания атмосферы, способствующей социальному развитию определённой направленности.

[42] Ризома - в ботанике: определённое строение корневой системы, характеризующейся отсутствием центрального стержневого корня и состоящей из множества хаотически переплетающихся, периодически отмирающих и регенерирующих, непредсказуемых в своем развитии побегов; в философии постструктурализма служит образом постмодерного мира в котором отсутствует централизация, упорядоченность и симметрия.

 

[43] Проект – нормативная модель некоторой системы.