ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………….…………………………….
ГЛАВА 1 Теоретико-методические вопросы формирования профессионально-информационной культуры педагога-психолога в вузе ……………………………….
1.1. История становления понятия информационной культуры как научной категории …………………………………………………………    
1.2. Сущность и содержание понятия профессионально-информационной культуры педагога-психолога ………………………...    
1.3. Приоритетные факторы формирования информационной культуры специалиста в вузе …………………………………………………………    
ГЛАВА 2 Становление и формирование профессионально-информационной культуры педагога-психолога в вузе (содержательный аспект)…………………………………
2.1. Культура речи как основа профессионально-диалогических отношений …………………………………………………..……………..  
2.2. Книжная культура как способ работы с учебным текстом …………  
2.3. Становление диалоговой культуры в образовательном процессе …  
2.4. Влияние экранной и сетевой культуры общества на формирование профессионально-информационной культуры …………………………..      
2.5. Основы формирования организационной проектно-техно-логической культуры специалиста ………………………………………    
БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….  

 

В современных социально-экономических условиях возрастания значимости роли информации и «всеохватности эффектов информационных технологий» (М. Кастельс) для любого специалиста с высшим образованием возрастает актуальность их профессионального использования на рабочем месте. Тенденции развития общества таковы, что наряду с расширением возможности доступа человека к любой информации и знаниям, необходимых для решения личных, профессиональных или социально значимых задач, синхронно происходит:

1) резкое увеличение объёма необходимой для усвоения и переработки информации, что противоречит ограниченным возможностям индивида;

2) неизбежное рассеяние информации, вызванное интеграцией и дифференциацией наук, что затрудняет её поиск;

3) быстрое устаревание знаний в связи с ускоренными темпами развития научно-технического прогресса, сменой социальных и научных парадигм, что детерминирует непрерывное образование и способность к переквалификации для сохранения социального статуса личности.

Фоном для этих процессов является хронический де­фицит времени, в состоянии которого пребывает, к которому привыкает, часто в ущерб собственному здоровью, современный человек.

В таких условиях современному специалисту необходим тот оптимальный уровень информационной культуры, который обеспечит комфортную и гармоничную жизнедеятельность в информационно насыщенной среде через эффективную самореализацию в повседневной и профессиональной деятельности, стабильную востребованность и конкурентоспособность. Специалисту психолого-педагогического профиля уже не достаточно быть просто компетентным в области информационных технологий, т.е. владеть знаниями об информационных процессах и уметь применять их в рамках своей специальности на высоком профессиональном уровне. Ему объективно необходимы личностные качества именно культурного человека, позволяющие относиться к информации как к абсолютной ценности, критически её оценивать и одновременно сохранять толерантность при информационном обмене; противостоять манипуляционному воздействию информации и самому избегать манипулирования другими; понимать силу, возможности и ограничения применения различных информационных технологий; предвидеть последствия своих информационных воздействий на ближний и дальний социум и быть готовым нести за них ответственность.

Расширение перечня дисциплин и введение в учебный план профессиональной подготовки по специальностям 031300 «социальная педагогика», 031700 «олигофренопедагогика», 031800 «логопедия», 031900 «специальная психология» новой дисциплины «Информационные технологии в психолого-педагогических исследованиях» вызвано необходимостью преодоления противоречия между существованием социального запроса образовательной практике высшей школы на подготовку специалиста с оптимальным уровнем информационной культуры для профессиональной и личностной адаптации в информационном обществе и недоста­точной разработанностью теоретико-методических подходов к формированию информационной культуры в вузе с учётом специфики получаемой студентами специальности, отсутствием методического обеспе­чения этой части образовательного процесса. Указанная дисциплина включается в блок общепрофессиональных дисциплин в качестве регионального (вузовского) компонента. Цель дисциплины: формирование профессионально-информационной культуры у будущих педагогов-психологов для обеспечения полноценной жизнедеятельности и успешного профессионального становления в современном обществе.

При отборе содержания образования для данного учебно-методического пособия мы руководствовались основными положениями культурологического подхода (Бондаревская Е.В., Исаев И.Ф., Лернер И.Я., Краевский В.В., Кульневич С.В., Сластёнин В.А., Скаткин М.Н. и др.), согласно которому «содержание педагогического образования явля­ется отражением важнейших измерений бытия человека и его деятельности в природе, обществе и культуре... Сущностная характеристика такого отражения – целостность картины мира и человека в нём». В продолжение этой мысли стоит подчеркнуть, что именно информационная культура способствует восстановлению целостной картины мира, сближению гуманитарных и технических знаний в единое информационное мировоззрение, «освобождению мысли и действия специалиста от омертвляющих их фрагментарности и узкой специа­лизации» (В.А. Сластёнин).

Отбор содержания учебной дисциплины основывалсяна авторской модели профессионально-информационной культуры, созданной с применением системного подхода, согласно которому в структуре данной культурной области выделяются такие иерархически взаимозависимые подсистемы как: культура речи, книжная культура, экранная и сетевая культура, культура профессии психолог образования, диалоговая культура, организационная проектно-технологическая культура. В результате профессионально-информационная культура педагога-психолога и понимается нами как субъективный, социально значимый способ сочетания информационных технологий с общегуманистическими и аподиктическими[1] ценностями профессии, который воплощается в виде последовательности профессиональных действий и операций – психотехнологии. Согласно взглядам М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, носителем культурной функции и порождающим её объектом является текст. Следовательно, указанный способ вырабатывается путём усвоения системы знаний, приобретения системы навыков, присвоения системы ценностей при работе со специфическими для каждого вида культуры текстами.

Понятие «текст» является тем общим началом, в котором пересекаются и концентрируются разнообразные аспекты гуманитарного и технико-технологического знания. В результате это понятие делает доступным понимание единства материального мира и существенно расширяет и углубляет возможности образовательного процесса в вузе по формированию профессиональной информационной культуры будущего педагога-психолога.

«Текстоцентрированное» содержание интегрированного курса нацелено на расширение, углубление, синтез знаний и опыта студентов, приобретаемых ими при работе с различными видами текста (устным и письменным, печатным и графическим, линейным и нелинейным, мультимедиатекстом, гипертекстом, интертекстом). Это происходит при освоении в образовательном процессе бумажных и компьютерных информационных технологий. Авторская точка зрения такова, что обращение к интерпретации текста с позиций семиотической концепции культуры имеет для образовательного процесса особую привлекательность. Обозначение его цели как «научить и научиться понимать имеющиеся в культуре тексты, реконструировать их, и самостоятельно создавать новые» не редуцирует педагогический процесс, но делает его более понятным и преемственным относительно постановки промежуточных целей. Например, при ответе на вопрос: в какой степени полученные знания, умения, навыки по той или иной дисциплине способствуют повышению качества понимания и прогнозирования поведения человека (поведенческого текста) и создания профессионального текста (программа диагностического обследования, психологическое заключение, коррекционная программа, рекомендации педагогам и родителям)?

Человек, как и многие другие предметы реальной действительности – тайна и скрыт для чувственного познания. Базовая установка «мир как текст» – как бы материализует в образ латентные явления объективной реальности, снижает психологический барьер их труднодоступности, указывая на специфическое орудие мышления и «превращения непосредственно недоступного в доступное через доступное» (А.Н. Леонтьев). В образах «человек как текст», «человек как книга» реальность становится предсказуемой, тайна опредмечивается и завеса над ней субъективно приоткрывается, т.к. само понятие текста уже присутствует в сознании будущего педагога-психолога как привычный и доступный для познания объект.

Задачи данного пособия: помочь студентам провести интеграцию своих знаний, умений и навыков по работе с разными видами текстов, а также способствовать становлению системы ценностей в области культуры речи, книжной культуры, экранной и сетевой культуры, культуры профессии психолог образования, диалоговой культуры, организационной проектно-технологической культуры.

Этими задачами определяется структурапособия. В нём представлено семь разделов: «Теоретико-методические вопросы формирования профессиональной информационной культуры педагога-психолога в вузе», «Особенности культуры речи», «Книжная культура как способ работы с учебным текстом», «Становление диалоговой культуры в образовательном процессе», «Экранная и сетевая культура общества, их значение в формировании профессиональной информационной культуры педагога-психолога», «Основы формирования организационной проектно-технологической культуры будущего специалиста», «Компьютерные информационные технологии в профессиональной деятельности педагога-психолога».

В начале каждого раздела имеется ключевой словарь – список важных понятий, подлежащих осмыслению и усвоению в данной теме, а также список основной и дополнительной литературы.В конце раздела помещены вопросы для самопроверки, задания текущего контроля, темы для сообщений и обсуждения на семинаре, этюды для реализации студентами творческого подхода к усвоению темы.