Функция участия собеседников в разговоре

Психологическая дистанция субъектов общения

Степень знакомства субъектов общения

На этикетное речевое поведение

Влияние типа ситуации

В официальной ситуации(начальник — подчиненный, служащий — клиент, преподаватель — студент и т. д.) действу­ют самые строгие правила речевого этикета. Эта сфера общения наиболее четко регламентирована этикетом. Поэтому в ней заметны нарушения речевого этикета и именно в этой сфере нарушения могут иметь наиболее серьезные последствия для субъектов общения.

В неофициальной ситуации(знакомые, друзья, родственни­ки и т. д.) нормы речевого этикета наиболее свободны. Часто речевое общение в данной ситуации вообще не регламентировано. Близкие люди, друзья, родственники, влюбленные в отсутствии посторонних могут говорить друг другу все и в любой тональности. Их речевое общение определяется нормами нравственности, входящими в сферу этики, но не этикетными нормами. Но если в неофициальной ситуации присутствует посторонний, то на всю ситуацию сразу же распростра­няются действующие правила речевого этикета.

В полуофициальнойситуации (общение коллег, обще­ние в семье) нормы этикета носят нестрогий, размытый характер, и здесь главную роль начинают играть те правила речевого поведе­ния, которые выработала в процессе социального взаимодействия данная конкретная малая социальная группа: коллектив сотрудни­ков лаборатории, кафедры, семьи и т. д.

Нормы речевого этикета изменяются в зависимости от того, в какой степени собе­седники знакомы друг с другом. Для общения незнакомых людей действуют наиболее жесткие нормы. Здесь следует вести себя так же, как в официальных ситуациях. По мере углубления зна­комства людей этикетные нормы речевого общения ослабевают и общение регулируется преимущественно нравственными нормами.

Под психологической дистанцией понимают отношения людей по линии «равный с равным» или «неравные отношения». При общении людей, равных друг другу по какому-либо существенному для данной ситуации признаку — по возрасту, степени знакомства, слу­жебному положению, полу, профессии, уровню интеллигентности, месту проживания и др., этикетные правила соблюдаются менее строго, чем при общении людей неравных — начальник с подчиненным, старший с младшим, мужчина с женщиной.

Можно выделить несколько функций участия собеседников в разговоре, по-разному связанных с этикетностью осуществля­емого общения.

Контактная функция– функция поддержания коммуника­тивного контакта с собеседником. Эта функция реализуется в про­цессе светского или контактоустанавливающего общения, когда процесс общения важнее его содержания или результата. Это так называемый разговор на общие темы — об отдыхе, спорте, погоде, домашних животных и др. Если собеседник в разговоре реализует контактную функцию общения, то формулы речевого этикета и пра­вила общения соблюдаются очень четко.

Интеллектуальная функция— функция общения, заклю­чающаяся в аргументации своей точки зрения, в высказывании своих мыслей и анализе мыслей собеседника. При реализации интеллектуальной функции общения важен его результат; нормы речевого этикета соблюдаются, но уже не имеют такого само­довлеющего значения, как при реализации контактной функции общения.

Эмоциональная функция— функция общения, заключа­ющаяся в поддержке чувств и эмоций собеседника, в демонстра­ции сочувствия ему и выражении собственных чувств и эмоций. В этом случае допустимы отклонения от строгого речевого этике­та, хотя и в определенных рамках: эмоциональное общение также имеет свой речевой этикет, допустимые и недопустимые формы.

Функция наблюдателя— функция общения, когда участ­ник общения присутствует при общении других, но сам в общении не участвует (например, пассажир в купе при разговоре двух других пассажиров). Речевой этикет в этом случае сведен к минимуму, хотя и здесь он присутствует: необходимо, прежде всего, невербально показывать, что вы в разговоре не участвуете и как бы его не слышите.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г., Кашаева, Е. Ю. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – 26-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 539 с.

2. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи [Текст] / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2001. – 354 с.

3. Красивова, А. Н. Деловой русский язык: [Текст]: учебно-практическое пособие / А.Н. Красивова. – М.: Изд-во МФА, 2001. С. 80.

4. Кронгауз, М. Русский язык на грани нервного срыва [Текст] / М. Кронгауз. – М.: Знак: Языки славянских культур, 2009. – 232 с.

5. Культура русской речи [Текст]: учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М.: Инфра-М, 2009. – 560 с.

6. Песоцкий, Е. Современная реклама: Теория и практика [Текст] / Е. Песоцкий. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. – 315 с.

7. Радугин, А. А. Русский язык и культура речи. Курс лекций [Текст]: учебник для вузов / А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2004. – 240 с.

8. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 368 с.

9. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для вузов / под ред. Максимова В.И. – М.: Гардарики, 2008. – 416 с.

10. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. Гойхмана О.Я. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2007. – 240 с.

11. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий [Текст] / под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб: Изд. дом «Питер», 2005.

 

 

Подписано к печати 2010 г. Формат 1/16.

Бумага офсетная. Гарнитура типа Times. Печать офсетная. Усл.печ.л. . Тираж экз. Заказ №

Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ»

650099, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39. тел. 75-74-16