Логические основы речи

ДИСКУТИВНО-ПОЛЕМИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Лекция 7. КУЛЬТУРА

Речевой этикет в документе

В письменном деловом общении этикет проявляет себя в форме и содержании документов и, прежде всего, в формулах обращения, выражения просьб, отказов, претензий, способах аргументации, формулировке поручений и так далее. В деловой переписке использование этикетных средств также носит регламентированный характер.

Задача обращения – установить контакт с адресатом, привлечь его внимание, заинтересованность. Обращение – обязательный элемент коммерческой переписки. В последнее время обращение нередко используется и в служебной переписке, если ситуация требует обратиться непосредственно к должностному лицу. Правила делового этикета требуют: если текст документа начинается с формулы личного обращения к адресату, то в конце текста, перед подписью, должна быть заключительная формула вежливости: С уважением. Этикетное «Вы», обращенное к одному лицу, необходимо писать с прописной буквы. Если же это местоимение называет нескольких лиц – со строчной.

Как подчеркивают специалисты в области делового этикета, тональность деловых писем должны определять корректность и оптимизм. Кроме того, убедительность делового послания, его воздействующая сила зависят от выбранной формы, стиля письма. Убеждает не только информация, но и тональность, в которой ведется переписка, во многих случаях именно она определяет характер делового диалога между фирмами, организациями.

План:

1. Логические основы речи.

2. Элементы доказательства. Способы обоснования и опровержения тезиса.

3. Тактические приемы в споре.

4. Логические ошибки в речи.

5. Языковые средства, создающие логичность речи.

В многообразии видов публичных выступлений особое место занимают дискуссионные: спор, дискуссия, диспут, полемика. Публичный спор как метод выяснения истины получил значительное практическое и теоретическое развитие ещё в античности и не потерял актуальности в современном мире. Чтобы овладеть полемическим искусством, необходим ряд условий: убежденность в правоте отстаиваемых идей, владение логикой мышления, широкая эрудиция, находчивость, способность к импровизации, владение основами ораторского искусства и знаниями в различных областях.

Деловому человеку крайне важно владеть логикой рассуждения – уметь обосновывать свою правоту и логически доказывать несостоятельность тезисов оппонента. Для того чтобы правильно построить рассуждение необходимо знать основные законы мышления:

1. закон тождества,

2. закон противоречия,

3. закон исключенного третьего,

4. закон достаточного основания.

Закон тождествавыражает основное свойство мышления — его определенность; он гласит: каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Закон противоречияучит последовательности в мышлении и речи, непротиворечивости мыслей, так как две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Знание закона противоречия важно для того, чтобы в процессе рассуждения можно было придти к верному выводу. Его использование помогает обнаруживать и устранять, наример, противоречия в показаниях подсудимых, свидетелей. По закону исключенного третьего,из двух противоречивых суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано. Этот закон, как и закон противоречия, не допускает противоречий в мыслях; он требует четких, конкретных ответов, особенно там, где необходимо категоричное решение вопроса, и является основой для косвенных доказательств и опровержения. Закон достаточного основаниятребует, чтобы истинность каждого выдвигаемого в речи положения была доказана фактами: всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Суждения и выводы не могут быть необоснованными. Это важнейшее требование, предъявляемое к речи участников спора.