Синтаксис
Лексика
Нормы научного стиля
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Сфера общения – научная деятельность.
Функция речи – информативная (сообщение объективных обобщенных знаний).
Специфические черты – логичность, доказательность, бесстрастность, смысловая точность (однозначность), безобразность, скрытая эмоциональность, объективность изложения, некоторая сухость и строгость.
Типичные жанры:
• монография – научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы;
• диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты ее положений;
• трактат – научный жанр, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема;
• научная статья – статья, отличающаяся сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности;
• словарные и энциклопедические статьи;
• рецензия – отзыв на научную работу;
• аннотация – краткая характеристика содержания научного
произведения;
• тезисы – кратко выраженные положения научного произведения;
• дипломная работа – исследовательская работа студента-выпускника;
• курсовая работа – учебный научный жанр, похожий на дипломную работу, но меньшего объема и с меньшим охватом темы;
• лекция (академическая, учебная, научно-популярная);
• научный доклад.
Использование лексики с четким значением (однозначные слова) в целях исключения двусмысленности толкования.
Употребление абстрактной и конкретной лексики для обозначения общих понятий.
Недопустимость использования нелитературной лексики.
Широкое употребление специальных терминов.
Ограниченность использования эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.
Минимальное использование лексических синонимов.
Намеренный повтор слов в результате нежелательности использования синонимов и местоимений вместо существительных.
Допустимость повтора слов.
Преобладание именной лексики над глагольной.
Предпочтительное использование сложных по структуре и семантике предложений.
Преобладание союзной связи над бессоюзной.
Активность среди всех видов сложного предложения сложных синтаксических конструкций с причинно-следственными отношениями.
Ограниченное употребление неполных предложений.
Частотность односоставных обобщенно-личных и неопределенно-личных предложений, ограниченное употребление безличных предложений.
Широкое использование вводных слов, вводных предложений для большей логичности, точности, достоверности речи.
Распространенность причастных и деепричастных оборотов, страдательных конструкций.
Недопустимость избыточных языковых средств и разговорных конструкций.
Использование клишированных синтаксических конструкций.
Преобладание последовательной (цепной) связи частей текста за счет использования личных и указательных местоимений, наречий, вводных слов, повтора существительных.
Преобладание повествовательных по цели высказывания предложений.
Монологическая форма подачи научного текста.