Синтаксис

Лексика

Нормы научного стиля

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

 

Сфера общения – научная деятель­ность.

Функция речи – информативная (сооб­щение объективных обобщенных знаний).

Специфические черты – логичность, доказательность, бесстрастность, смысло­вая точность (однозначность), безобразность, скрытая эмоциональность, объек­тивность изложения, некоторая сухость и строгость.

Типичные жанры:

монография научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы;

диссертация научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты ее положений;

трактат научный жанр, в котором рассматривается отдель­ный вопрос или проблема;

научная статья статья, отличающаяся сугубо научным из­ложением информации, отсутствием эмоциональности;

словарные и энциклопедические статьи;

рецензия отзыв на научную работу;

аннотация краткая характеристика содержания научного
произведения;

тезисы кратко выраженные положения научного произведения;

дипломная работа исследовательская работа студента-вы­пускника;

курсовая работа – учебный научный жанр, похожий на диплом­ную работу, но меньшего объема и с меньшим охватом темы;

лекция (академическая, учебная, научно-популярная);

научный доклад.

 

Использование лексики с четким значе­нием (однозначные слова) в целях исклю­чения двусмысленности толкования.

Употребление абстрактной и конкретной лексики для обозначения общих понятий.

Недопустимость использования нелите­ратурной лексики.

Широкое употребление специальных терминов.

Ограниченность использования эмоцио­нально-экспрессивной лексики и фразеоло­гии.

Минимальное использование лексиче­ских синонимов.

Намеренный повтор слов в результате нежелательности использования синони­мов и местоимений вместо существитель­ных.

Допустимость повтора слов.

Преобладание именной лексики над гла­гольной.

Предпочтительное использование слож­ных по структуре и семантике предложе­ний.

Преобладание союзной связи над бессо­юзной.

Активность среди всех видов сложного предложения сложных синтаксических конструкций с причинно-следственными отношениями.

Ограниченное употребление неполных предложений.

Частотность односоставных обобщенно-личных и неопределенно-личных предло­жений, ограниченное употребление безлич­ных предложений.

Широкое использование вводных слов, вводных предложений для большей логич­ности, точности, достоверности речи.

Распространенность причастных и дее­причастных оборотов, страдательных кон­струкций.

Недопустимость избыточных языковых средств и разговорных конструкций.

Использование клишированных синтак­сических конструкций.

Преобладание последовательной (цеп­ной) связи частей текста за счет использо­вания личных и указательных местоиме­ний, наречий, вводных слов, повтора существительных.

Преобладание повествовательных по цели высказывания предложений.

Монологическая форма подачи научного текста.