Употребление деепричастного оборота
Однородные члены предложения
Трудные случаи управления
Управлениемназывается такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: верить (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (чем?) работой и т.п.
Наиболее распространенные ошибки в выборе падежа и предлога.
Неправильно | Правильно |
Показатели ПО выполнению работ | Показатели выполнения |
Оперировать С этими фактами | Оперировать фактами |
Декларировать О своей приверженность | Декларировать свою приверженность |
Построен график ПО проверке | Построен график проверки |
Факты ПО участию | Факты участия |
Указать О том, что | Указать (на то), что |
Добиться успеха ПО снижению себестоимости | Добиться успехов в снижении себестоимости |
По этой рекламе получены отклики | На эту рекламу получены отклики |
Встречаются следующие ошибки в предложениях с однородными членами:
1) соединение в одном ряду видовых и родовых понятий:
*В вольере содержались обезьяны и шимпанзе;
2) соединение в одном ряду скрещивающихся понятий – в однородный ряд объединяются понятия, частично совпадающие по своему объему:
* По улице шли солдаты, мужчины и женщины;
3) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий:
*Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами;
4) смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов: *Побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге (правильно: …не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге);
5) пропуск предлога: * Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: на улицах, площадях, в скверах);
6) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: *В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия (правильно: …Англии, Франции, Бельгии);
7) употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение:* Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока (правильно: …учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих… или …учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют…).
При использовании деепричастного оборота следует помнить, что, как правило, называемое им действие обозначает действие подлежащего:
Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:
1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):
*Прочитав пьесу, предо мной отчетливо возникли образы персонажей. (правильно: когда я прочитал пьесу, предо мной отчетливо возникли образы персонажей).
2) если в безличном предложении имеется смысловое подлежащее в косвенном падеже и нет инфинитива:
*Прочитав рассказ, мне стало грустно (правильно: когда я прочитал рассказ, мне стало грустно).
3) в пассивной конструкции:
*Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями (правильно: родители вскоре нашли мальчика, убежавшего из дома.)
Итак, нуждается ли современный русский язык в защите? Скорее в коррекции своего языка нуждается большинство российских граждан. Нуждается в значительно более высоком уровне культуры все общество.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое языковая норма?
2. На каких уровнях языковой системы проявляется языковая норма?
3. Охарактеризуйте типы лексических ошибок.
4. Что такое морфологические нормы?
5. Как склоняются имена числительные?
6. Охарактеризуйте синтаксические ошибки.