Теория познания Канта
Как возможно познание? Человек не может понять – Бог, свобода, вера – это вещь в себе, то, что существует независимо от человека. Человек может познать явления. Хаос природы может упорядочить человеческое мышление (связывает пространство и время). Пространство и время – то, что человек приписывает природе, их по сути не существует. Эти понятия присущи человеку с рождения априори («до опыта»). Мышление синтезирует знания априори и знания постериори («после опыта»), что помогло ему создавать образы конкретных предметов. Мышление обладает некоторыми категориями, свои наблюдения он вписывает в категории à упорядочивание хаоса природы.
В теоретической сфере разум определяется в виде рассудка. Существует человек и окружающий мир. Человек обладает разумом, который делится на практический разум и рассудок.
3. Эстетика Канта – учение об искусстве.
Кант выделяет чувство прекрасного в человеке, это чувство априори более высокое чувство – художественный вкус, его Кант связывает с понятиемсинтеза.
В немецкой философии человек как индивид сводится к мышлению.
Философия Гегеля
Георг Гегель (1770-1831).
Гегель, строя свое учение, исследуя мышление индивида, он создает свою философию в других условиях, чем Кант. Кант в период установления феодализма, а Гегель в эпоху Французской революции и наполеоновских войн. Гегель не мог выводить истоки мышления изпонятия категорического императива. Гегель искал прочных оснований, за которыми возникала общечеловеческая культура à Философская система и метод Гегеля – ДИАЛЕТИКА.
Философская система Гегеля. Рассуждая об истоках мышления, Гегель считал, что оно воплощено не только в сознании, но и в практической действительности: в зданиях, технике, произведениях искусства. Т.е. человек есть результат его собственной активности, т.е. культуры.
Но возникает вопрос: что является источником активности и культуры? Рассмотрим историю человечества, что все это – результат развития à всё происходит из истории. Но что движет историю? Источником не может быть деятельность сверхъестественных существ, т.к. Гегель не верит в Бога. Источником не могут быть и действия самих людей и люди, так как в истории всегда получалось не то, что они задумали, а нечто иное. В истории есть логика, т.е. история подчиняется разумным принципам.
Источником исторического развития является некий ни божественный, ни человеческий разум. Гегель назвал его АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ – некий принцип развития, который реализуется через деяния людей, но помимо их воли и сознания. АД – культура, отчужден от людей, т.е. создаваемая ими и противоположная им. По Гегелю исторический процесс – стадии познания духом самого себя, которое воплощается в сменяющих друг друга образах культуры и реализуется как принцип развития.
Процесс познания проходит 3 стадии:
1. Существование АД в стихии чистого мышления в качестве идеального принципа («Философия духа»).
2. Воплощение духа в первую форму своего конкретного инобытия в природу (объект) («Философия природы»)
3. Развитие идей через воплощение в мышлении человека и истории («Философия истории»). Дух просыпается в человеке в виде слова, речи, языка, в орудиях труда…
Гегель утверждает, что реально видел АД в образе Наполеона. Наиболее совершенным воплощением Д. Гегель считал не Наполеона и политиков (они оставались марионетками АД), а мыслителей и самого себя (как человека, который разгадал все хитрости АД), а также всех людей, которые перечитали «Науку логики». Дойдя до стадии конечного развития, Дух остановился и созерцает результаты своей активности à история останавливается на современной Гегелю стадии – буржуазной демократии в форме конституционной монархии. За эти выводы Гегель был назначен ректором Берлинского университета.
2). ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ
Диалектика – учение о развитии в наиболее общем виде. До Гегеля представления о развитии без ограничений было известно только то, что «всё течет». Заслуга Гегеля – конкретизация учения о развитии и превратил его в главный метод философского познания, создав «Диалектику Гегеля». Конкретизируя учения о развитии Гегель опирается на следующие принципы:
А). Развитие происходит по спирали, т.е. с повторением пройденных этапов на более высоком уровне;
Б). Развитие совершается как движение от абстрактного к конкретному;
В). Развитие совершается согласно трём законам диалектики Гегеля:
· закон единства и борьбы противоположностей;
· закон отрицания: предшествующие этапы развития не исчезают, а становятся источником последующих этапов, которые сменяются новыми этапами;
· закон перехода количественных изменений в качественные.
Диалектика Гегеля осталась недостаточно конкретной, так как она дает слишком общее описание явлений à является ретроспективной: ученый в своей конкретной области проводит исследования, опираясь на знания своей науки, но не привлекая законы Гегеля, и только потом можно сделать вывод, что конкретные закономерности его сферы соответствуют законам диалектики. Диалектика Гегеля нуждается в дальнейшей конкретизации.