Операторы рождения и уничтожения Количества

Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика. — М.: Астрель, 2012. — 320 с. C. 149-162.

Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Самоучитель игры на извилинах. — М.: АСТ, 2013. — 320 с. C. 149-162.

Куликов В.В., Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Язык креативного мышления и парадоксов (авторская рукопись учебника), 1994.

Куликов В.В., Гаврилов Д.А. О рождении, жизни, смерти и бессмертии количества // Информационно-аналитический вестник «Аномалия», 2011. — № 3. — С. 16–17 . http://www.agpl.ru/images/stories/DIAL_Anomalia_09.pdf

 

 

Пространство не только связывает, но и разделяет, как, впрочем, и Время. Тогда непрерывность становится самой настоящей дискретностью, а дискретность — единением.

Характеристикой пространственно-временных отношений явленного мира выступает количество, оно обнаруживается во взаимодействии вещей, когда ту или иную вещь берут за эталон.

Количество, естественно, существует, рождается и умирает в Пространстве и во Времени, поэтому было бы логичным взять за начало либо само Время, либо Пространство.

Где тяжело с логикой, там на помощь приходит исторический метод.Так развитие понятия количества можно подглядеть у детей, они в миниатюре его повторяют. Играя вещами и пользуясь ими, ребенок ещё до того, как выучит понятие «один», уже знает понятие «многое».

Он знает «больше» и «меньше»: предложи ему одну или две конфетки — ребёнок возьмет две, хотя и не знаком с понятиями «один», «два».

В развитии чего угодно существует скрытый (интуитивный, инкубационный) период. Ребёнок может не знать чисел, но он в силах разделить одну горсть песка на две (здесь закладывается операция квантования, отделения, ограничения). У детей не сразу возникает осознание сохранения количества. Если из кучки камней сначала убрать два камня, а потом добавить пару других, ребёнок не скажет, что осталось столько же. Перекладывая количества разными способами, он учится совершать тождественные преобразования. Первоначально дети усваивают «один» и «много», затем «много» у них раздваивается на «один и один» и «много». Но «один и один» весьма неудобно! И появляется «два», затем «три» и т. д.

Динамика количественных переходов звуков (изменений длительностей фонем, слов и предложений, пауз и степени ударений) способна вложить в вашу речь смысл, определяемый всё теми же универсалиями и их иерархией. Подсознание слушающих расшифрует этот смысл и примет к исполнению: ведь фильтры сознания отключены. Так, отработав ритм речи заранее, можно добиться как усиленной реакции слушающего, так и даже прямо противоположной тому, что высказано в вашей речи непосредственно (и чему мешают фильтры сознания).

Как вложить конкретный смысл в ритм (и в целом, в интонацию) речи? На обычном языке это хотя и возможно, но не всегда просто (требуется особый подбор слов по их длительности, по ударениям, что близко к стихосложению), на Диале же подобное закладывается с самого начала.

Теперь, следуя предыдущей логике развития, получим в распоряжение четыре новых «оператора» Диала. Для удобства изложения воспользуемся «графиком» изменения громкости.

Рождение количества, то есть переход от одного ко многому:

 

во времени; в пространстве

 

Любопытно, что именно этот далеко не первый по логике Диала оператор как бы открывает список из сорока типовых приемов разрешения технических противоречий ТРИЗ:

«№1. Принцип дробления: а) Разделить объект на независимые части; б) Выполнить объект разборным; в) Увеличить степень дробления объекта». Частный случай — диссоциация (приём ТРИЗ №49)

 

Потребуем двум новым нашим операторам обратных операторов, то есть полностью противоположных. Это смерть количества, как переход от многого к одному:

 

во времени; в пространстве.

В ТРИЗ это «принцип объединения №5: а) Соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты (Авт. естественно, в пространстве); б) Объединить во времени однородные или смежные операции». Частный случай — ассоциация (приём №49).

 

В звуковой форме все эти операторы — либо размножение (увеличение числа) звуков, пауз, либо уменьшение их числа, соответственно. При этом увеличение числа звуков вместе с числом пауз дает в результате просто «многое».

А вот увеличение числа звуков без соответствующего увеличения числа пауз дает сплошной непрерывный звук большей длительности, что выглядит, как увеличение размера и носит смысл порождения «большего» (cм. «принцип № 16. Избыточного решения»):

 

А раз ранее размеры-длительности звуков между собой ничем не отличались, то логично назвать такой оператор — «Рождение размера Времени».

В этой связи, чтобы продемонстрировать работу оператора, исторический пример грамотного инженерного решения.

Когда европейцы очутились в Южной Америке, они часто обнаруживали на песчаных побережьях огромные человеческие следы и потому дали местным жителям название патагонцев, что в переводе на русский значит «большеноги». Впрочем, если поехать в Патагонию сегодня, в городах мы найдём потомков туземцев с ногами самого обычного размера. Почему патагонцы некогда оставляли на песке большие следы?

Ответ мы обнаружим как на страницах журнала «Наука и жизнь» (1999, № 10. — С. 29), так и в курсе ТРИЗ, например у Андржеевской И.Ю. «Биология в открытых задачах»:

«Местные индейцы умели делать обувь, напоминающую галоши, которая точно повторяла форму ступни. Благодаря такой обуви на песке и оставались огромные следы. Индейцы жили первобытным строем и занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. Они применяли специальную “обувь” чтобы ходить по песку вблизи воды и чтоб ноги при этом не увязали (площадь большая), не были бы поранены о ракушки и камни или не мокли.

Изготавливали патагонскую обувь так. Надрезали кору дерева гевеи, при этом в месте разреза выступал млечный сок — латекс. Сок собирали по каплям. После специальной обработки он превращался в смолистую массу (сырой каучук). Индейцы по нескольку раз опускали в эту массу босые ноги, подсушивая каждый слой. В результате получалась “обувь”, которая предохраняла от влаги и хорошо сидела на ноге. Слово “каучук” означает “слезы дерева” и происходит от индейских слов “као” — дерево и “учу” — течь, плакать. Первый каучук, привезенный в Европу Колумбом, остался без внимания. Только в XIX веке, когда из каучука научились изготавливать резину, сок гевеи получил мировое признание».

Как это уже было ранее, потребуем прямому обратный ему оператор. «Длящаяся» пауза означает «удаленное», в отличие от «рядом», выражаемого короткой паузой и носит смысл «Рождение размера Пространства»:

 

 

Увеличение числа звуков пространственно, то есть одновременно, логично сравнить с хорошо слаженным хором. Как Вы уже догадались, одновременное звучание многих «голосов» есть и увеличение громкости, имеющее смысл: «большое».

Этот оператор соответствует приёму разрешения технических противоречий в ТРИЗ «№ 7. Принцип матрёшки» ( а) Один объект размещен внутри другого объекта, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д.; б) Один объект проходит сквозь полость в другом объекте). Сюда же можно отнести приём ТРИЗ «№ 42. Принцип многоступенчатого действия. Эффективность действия наращивают путем последовательного применения группы однородных объектов».

Попробуйте представить себе, как поэтапно, подключением всё новых и новых голосов формируется хор? Для того, чтобы «спеть» такой оператор, понадобятся приятели.

Зато его можно самостоятельно изобразить графически. Вы догадались, как? Что это за техническая система? Да хотя бы какой-то многоэтажный объект или многоходовая операция.

Вполне выразимы различия, связанные и с другим количественным отражением пространственно-временных отношений: длинное — короткое, высокое — низкое, широкое — узкое. Для полноты картины отметим ещё два оператора «Смерти размера во Времени и Пространстве», или же «порождения меньшего», «частичного»:

 

 

Уже упомянутый выше тризовский «принцип частичного или избыточного решения №16» гласит, что «если трудно получить 100 % требуемого эффекта, надо получить “чуть меньше” или “чуть больше”. Задача при этом может существенно упроститься».

 

На одной пирушке ходжа Насреддин взял кисть винограда и отправил её целиком в рот. — «Ходжа, — говорят ему, — виноград едят по ягодке». — «То, что едят по ягодке, называется баклажаны». Вспоминается и ещё одно меткое выражение ходжи о соотношении количества времени и его размера: «Насыщает не время, проведённое в корчме, а количество съеденного плова».

 

Далее в языке «Диал» идет развитие звуковых форм, выражающих количественные категории...

Операторам такого рода соответствует, например, принцип ТРИЗ «№ 27. Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности» (заменить дорогой объект набором дешевых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью). Хотя, почему, собственно, не получить и обратного, вывернутого наизнанку по нашей логике оператора.

Известно, что сэр Исаак Ньютон был не только большим чудаком, но ещё и очень не любил отвлекаться от своих занятий, особенно по бытовым мелочам[1]. Чтобы выпускать и впускать свою кошку, не подходя к двери, он прорезал в ней специальную дыру. А что Ньютон сделал c той же дверью, когда у кошки появились котята?

Даже если Вам неизвестна эта шутка, расхожая в среде физиков, попробуйте рассуждать диалектически. Кошке большого размера — временной, так сказать, структуре, нужен и лаз большого размера — структура пространственная. А кошке малого размера — сгодится дырка в пространстве гораздо меньшая. Кошка родила — этой кошки стало больше во времени. Значит и «пространство от кошки» должно размножиться.

Когда у кошки появились котята, то чудак Ньютон проделал в двери для каждого котенка по дополнительному меньшему отверстию.