Принципы обучения и отбора знаний и умений учащихся

Следует различать: во-первых, общедидактические принципы, приложимые ко всем учебным предметам, но реализуемые в каждом случае по-разному, в зависимости от содержания предмета, и, во-вторых, специфические, свойст­венные только данному предмету.

С общедидактическимипринципами вы знакомы из курса «Педагогика». Это принципы научности, преемственности, систематичности и последователь­ности в обучении, принцип связи теории с практикой; принцип взаимосвязан­ности различных разделов, входящих в состав школьного курса русского языка; принцип сознательной активности; принцип наглядности, прочности и доступ­ности; принцип индивидуального подхода к уч-ся и др.

Специфическимидля данного предмета являются коммуникативныйпринцип подачи материала, т.е. любое языковое явление должно рассматривать­ся как единица речи, служащая для целей общения с учётом коммуникативной задачи и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны научится использовать любые речевые жанры различных языковых стилей; взаимосвязь изучения грамматического строя и усвоения навыков литературного чтения, речевых на­выков; возможность и необходимость разновариантного методического подхода к обучению русскому языку.

Мировоззренческийпринцип предлагает отбор таких понятий, которые обеспечивают развитие у уч-ся научного представления о языке (о его функци­ях, происхождении, развитии, о месте русского языка в современном мире, об использовании русского языка во всех сферах общественной жизни и т. д.).

Соответственно этому принципу в школьной курс введены такие понятия, как язык, речь, функции языка, группы языков – древнерусский язык, славян­ские языки, национальный язык, диалектный язык, русский литературный язык и т. п.

Принцип системностипредполагает отбор понятий, которые формируют понимание языка как системы. В связи с этим в школьный курс введены такие понятия, как единицы русского языка (звук, слово, предложение, отражающие общее строения языка), характеризующие парадигматическиеотношения (гласные и согласные, ударные и безударные гласные, глухие и звонкие, твёр­дые и мягкие согласные и т. п.); отражающие синтагматическиесвязи (соче­таемость слов в лексике и т. п.).

Эстетический принцип– отбор понятий и фактов, отражающих и рас­крывающих прекрасное в языке и речи: богатство языка, уместность исполь­зования языковых средств, нормированность языка (понятия – литературный язык, диалектизм, жаргонизм, профессионализм, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, текст, стиль и др.).

Принцип историчностисостоит в показе развития языка в связи с истори­ей жизни народа (понятия: исконно русские и заимствованные слова, устарев­шие слова и неологизмы, пути пополнения словарного запаса языка и др.).

Практическийпринцип определяет отбор понятий, связанных не только с расширением знаний уч-ся, но и с формированием умений и навыков (этот принцип определяет введение таких понятий как графика, орфография, пунк­туация, словари; орфограмма, буква, тире, дефис и др.).

Формирование состава уменийи навыковпроизводится на основании следующих принципов:

логико-познавательного(навыки, формирующие умение использования полученных знаний, развивающие логическое мышление);

частотно-нормативныйкритерий (формирует навыки правильного нор­мативного произношения и употребления слов, построение предложений и т. д. на основе их частотной (наибольшей) употребительности в речи);

принцип относительной орфографическойи пунктуационнойграмот­ности предполагает отбор из свода правил их минимума, так как школа не может достичь абсолютной орфографической грамотности: в школьном курсе изучаются лишь те орфограммы, которые составляют основу орфо­графической системы;

логико-пунктуационный(формирующий постановку знаков препинания с учетом смысловых и структурных границ предложения и его частей).