Специальные цели работы по русскому языку в школе
Русский язык как учебный предмет имеет общепредметные цели(они реализуются всеми школьными дисциплинами) и специальные, вытекающие из его особенностей.
В свою очередь специальные цели (с учётом познавательно-практической направленности предмета) подразделяются на познавательныеи практические.
Выделяются 3 основные познавательные цели обучения русскому языку:
1) формирование лингвистического мировоззрения (лингвистическая компетенция);
2) вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);
3) эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.
1. Лингвистическое мировоззрение– это взгляд на язык как на объективно существующую коммуникативную систему. Одна из важнейших задач преподавания русского языка в школе – показать роль языка в жизни общества, причины его появления, факторы, вызывающие изменения в нём, системный характер языка, место русского языка среди языков мира, функции русского языка в современном мире. Идея развития лингвистического мировоззрения учащихся заложена в действующей программе: изучение предмета в 10 классе общеобразовательной одиннадцатилетней школы начинается с темы «Происхождение русского языка. Русский язык как развивающееся явление», а в 11 классе изучается тема «Функции языка. Язык и мышление. Язык и общество». Начало формирования лингвистического мировоззрения происходит на первых уроках систематического курса. Учитель называет важнейшую функциюязыка средство общения,тем самым сразу же пробуждая интерес к этому предмету, желание хорошо овладеть им, т. к. именно он поможет общению. На первых уроках во всех классах в начале учебного года учащимся сообщаются следующие сведения: язык – важнейшее средство общения людей, средство передачи мысли, переработки и хранения информации; язык в словесном выражении имеется только у людей, этим богатством человек овладевает с детства, общаясь с другими людьми; язык объединяет разные поколения и различные социальные группы. Затем эти сведения попутно воспроизводятся при изучении грамматического материала.
Формированию лингвистической компетенции способствует рассмотрение языка как развивающегося явления.Идея развития языка должна пронизывать весь учебный процесс: содержание предмета, методы и приемы, дидактический материал.
Программный материал в каждом классе позволяет сообщить учащимся некоторые сведения об изменениях, происходящих в языке: например, при изучении лексики речь пойдёт об устаревших и новых словах; при изучении фонетики и графики – о буквах ъ и ь, бывших ранее гласными неполного образования или переставших употребляться (отсюда чередования типа: день – дня, сон – сна); при изучении морфемного состава слова – о ранее членимых, а теперь непроизводных основах (белка, кольцо, салазки и др.) и т. п.
Также, попутно с изучением программного материала, сообщаются сведения о языке как системе взаимосвязанных единиц, о месте русского языка среди других языков мира и его функциях.
Формированию лингвистической компетенции способствует и дидактический материал: материалы упражнений учебника, тексты разных стилей, используемые на уроке.
2. Языковая компетенция,т.е. вооружение учащихся основами знаний о языке и речи, обеспечивается в результате изучения всех сторон языка: фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса и речи, его обеих форм – устной и письменной, норм литературного языка.
Языковая компетенция обеспечивает школьникам сознательное использование языка в собственной речи, самоконтроль при применении языковых средств. Без получения основ знаний о языке и речи невозможно формирование умений и навыков, включённых в программу, например: формирование орфоэпических умений и навыков опирается на знания по фонетике, грамматических
ü на знание по словообразованию, морфологии и синтаксису, орфографических
ü на знания по фонетике, словообразованию, морфологии.
3. Эстетическое воспитание на уроках русского языка – это формирование у школьников эстетического чувства, т. е. представления о прекрасном в языке и речи. Эстетика языка включает следующие элементы: осознание богатства языка, эстетическое отношение к языку и речи, чувство нормы, выразительности, уместности употребления.
Эстетическое воспитание школьников состоит в решении следующих задач:
• знакомство учащихся с прекрасным в языке и речи;
• развитие языкового эстетического чувства;
• воспитание языкового эстетического вкуса;
• развитие у школьников потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.
Все эти задачи решаются на протяжении всего периода изучения предмета. Задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы учащиеся сознательно воспитывали в себе «вкус к хорошему языку» (А.П. Чехов).
Практические цели обучения русскому языку:
1. Развитие умения связно излагать свои мысли;
2. Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
3. Овладение нормами литературного языка.
1. Речь может реализоваться в 2-х формах: в виде диалога и в виде монолога. Если диалогическая речь достаточно хорошо сформирована уже в дошкольном возрасте, то монологической речи необходимо учиться, ведь важнейшей формой общения является именно монологическая речь, т.е. умение создавать тексты разных стилей.
2. Орфографическая и пунктуационная грамотность состоит из 3-х элементов:
1) умения видеть «ошибкоопасное» место, т.е. орфограмму и вычленять смысловые отрезки в тексте;
2) умения применить орфографическое и пунктуационное правило;
3) умение найти и исправить орфографические и пунктуационные ошибки.
При этом достичь орфографической и пунктуационной грамотности можно только рассматривая орфографию и пунктуацию как определенные системы, а не как набор разрозненных правил.
3. Нормы литературного языка (фонетические, лексические, грамматические и стилистические) требуют пристального внимания и кропотливой работы учителя на протяжении всего периода изучения русского языка. Для этого используется разные методы и приёмы обучения. Источниками работы над правильностью речи могут служить школьные учебники (слова в рамках на полях), материалы словарей и справочников и, конечно, речь учителя, которая должна быть образцом для подражания.
Общепредметные цели обучениярусскому языку в школе - это воспитание учащихся, развитие логического мышления и обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.