Специальные цели работы по русскому языку в школе

Русский язык как учебный предмет имеет общепредметные цели(они ре­ализуются всеми школьными дисциплинами) и специальные, вытекающие из его особенностей.

В свою очередь специальные цели (с учётом познавательно-практической направленности предмета) подразделяются на познавательныеи практиче­ские.

Выделяются 3 основные познавательные цели обучения русскому языку:

1) формирование лингвистического мировоззрения (лингвистическая компетенция);

2) вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

3) эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учеб­ного предмета.

1. Лингвистическое мировоззрение– это взгляд на язык как на объективно существующую коммуникативную систему. Одна из важнейших задач преподавания русского языка в школе – показать роль языка в жизни общества, причины его появления, факторы, вызывающие изменения в нём, системный характер языка, место русского языка среди языков мира, функции русского языка в современном мире. Идея развития лингвистического мировоззрения учащихся заложена в действующей программе: изучение предмета в 10 классе общеобразовательной одиннадцатилетней школы начинается с темы «Происхождение русского языка. Русский язык как развивающееся явление», а в 11 классе изучается тема «Функции языка. Язык и мышление. Язык и общество». Начало формирования лингвистического мировоззрения происходит на первых уроках систематического курса. Учитель называет важнейшую функциюязыка средство общения,тем самым сразу же пробуждая интерес к этому предмету, желание хорошо овладеть им, т. к. именно он поможет общению. На первых уроках во всех классах в начале учебного года учащимся сообщаются следующие сведения: язык – важнейшее средство общения людей, средство передачи мысли, переработки и хранения информации; язык в словесном выражении имеется только у людей, этим богатством человек овладевает с детства, общаясь с другими людьми; язык объединяет разные поколения и различные социальные группы. Затем эти сведения попутно воспроизводятся при изучении грамматического материала.

Формированию лингвистической компетенции способствует рассмотре­ние языка как развивающегося явления.Идея развития языка должна прони­зывать весь учебный процесс: содержание предмета, методы и приемы, дидак­тический материал.

Программный материал в каждом классе позволяет сообщить учащимся некоторые сведения об изменениях, происходящих в языке: например, при изу­чении лексики речь пойдёт об устаревших и новых словах; при изучении фоне­тики и графики – о буквах ъ и ь, бывших ранее гласными неполного образова­ния или переставших употребляться (отсюда чередования типа: день – дня, сон – сна); при изучении морфемного состава слова – о ранее членимых, а теперь непроизводных основах (белка, кольцо, салазки и др.) и т. п.

Также, попутно с изучением программного материала, сообщаются сведе­ния о языке как системе взаимосвязанных единиц, о месте русского языка среди других языков мира и его функциях.

Формированию лингвистической компетенции способствует и дидактиче­ский материал: материалы упражнений учебника, тексты разных стилей, ис­пользуемые на уроке.

2. Языковая компетенция,т.е. вооружение учащихся основами знаний о языке и речи, обеспечивается в результате изучения всех сторон языка: фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса и речи, его обеих форм – устной и письменной, норм литературного языка.

Языковая компетенция обеспечивает школьникам сознательное исполь­зование языка в собственной речи, самоконтроль при применении языковых средств. Без получения основ знаний о языке и речи невозможно формирование умений и навыков, включённых в программу, например: формирование орфо­эпических умений и навыков опирается на знания по фонетике, грамматических

ü на знание по словообразованию, морфологии и синтаксису, орфографических

ü на знания по фонетике, словообразованию, морфологии.

3. Эстетическое воспитание на уроках русского языка – это формирование у школьников эстетического чувства, т. е. представления о прекрасном в языке и речи. Эстетика языка включает следующие элементы: осознание богатства языка, эстетическое отношение к языку и речи, чувство нормы, выразительно­сти, уместности употребления.

Эстетическое воспитание школьников состоит в решении следующих за­дач:

• знакомство учащихся с прекрасным в языке и речи;

• развитие языкового эстетического чувства;

• воспитание языкового эстетического вкуса;

• развитие у школьников потребности в эстетическом совершенство­вании своей речи.

Все эти задачи решаются на протяжении всего периода изучения предме­та. Задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы учащиеся сознательно воспитывали в себе «вкус к хорошему языку» (А.П. Чехов).

Практические цели обучения русскому языку:

1. Развитие умения связно излагать свои мысли;

2. Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

3. Овладение нормами литературного языка.

1. Речь может реализоваться в 2-х формах: в виде диалога и в виде моноло­га. Если диалогическая речь достаточно хорошо сформирована уже в дошколь­ном возрасте, то монологической речи необходимо учиться, ведь важнейшей формой общения является именно монологическая речь, т.е. умение создавать тексты разных стилей.

2. Орфографическая и пунктуационная грамотность состоит из 3-х элементов:

1) умения видеть «ошибкоопасное» место, т.е. орфограмму и вычленять смы­словые отрезки в тексте;

2) умения применить орфографическое и пунктуационное правило;

3) умение найти и исправить орфографические и пунктуационные ошибки.

При этом достичь орфографической и пунктуационной грамотности мож­но только рассматривая орфографию и пунктуацию как определенные системы, а не как набор разрозненных правил.

3. Нормы литературного языка (фонетические, лексические, грамматические и стилистические) требуют пристального внимания и кропотливой работы учителя на протяжении всего периода изучения русского языка. Для этого используется разные методы и приёмы обучения. Источниками работы над правильностью речи могут служить школьные учебники (слова в рамках на полях), материалы словарей и справочников и, конечно, речь учителя, которая должна быть образцом для подражания.

Общепредметные цели обучениярусскому языку в школе - это воспита­ние учащихся, развитие логического мышления и обучение школьников само­стоятельному пополнению знаний о русском языке.