Принципы обучения.
Специальные цели работы по русскому языку в школе.
Место и особенности русского языка как учебного предмета в Республике Беларусь.
ЛЕКЦИЯ № 2
Тема: РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
План:
1. Место и особенности русского языка как учебного предмета в Республике Беларусь.
В Конституции РБ 1996г. установлен государственный статус русского языка наравне с белорусским. Цель государственной политики в языковой сфере – достижение реального двуязычия. Но до сих пор для Белоруссии остается актуальной проблема некритического смешения в речи элементов русского и белорусского языков (в особенности на фонетико-интонационном и лексическом уровнях), ведущая к образованию так называемой «трасянки».
Подготовить учителя, способного помочь учащимся избежать интерференции близкородственных языков, – одна из главных задач методики русского языка в Белоруссии. В условиях близкородственного русско-белорусского билингвизма каждый раздел методики должен чётко определить те моменты, когда родной язык может помочь в усвоении близкородственного русского языка и когда может проявиться отрицательное влияние интерференции.
В условиях билингвизма возрастает значение речевой практики в процессе обучения, когда теоретические знания усваиваются в связи с их применением в речи. Ориентация на речевое развитие – важнейшая составляющая часть методики русского языка в РБ.
В объяснительной записке к программе по русскому языку обозначена следующая цель обучения русскому языку – «дать знания о языке и речи и научить школьников полноценно пользоваться русским языком во всех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение) в разных сферах его применения».
Одной из задач является формирование коммуникативных умений, обеспечивающих речевое развитие уч-ся: эффективное применение языковых средств с целью реализации актуальных для говорящего (пишущего) коммуникативных намерений (сообщить информацию; доказать или опровергнуть точку зрения; побудить, призвать собеседника к совместной деятельности и т.п.) в процессе создания связных высказываний.
Принципамиотбора содержания обучения в связи с этим являются:
• текстоцентрический подход к отбору языкового материала;
• учёт общих и специфических особенностей белорусского и русского языков, выявление несовпадающих элементов языковых систем;
• учёт функционально-семантических особенностей фактов языковой системы.
Русский язык в русскоязычных школах РБ в отличие от остальных учебных предметов выполняет две функции:
1) является предметом изучения и обучения;
2) служит средством изучения всех остальных предметов. Следовательно, от уровня преподавания языка зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.
Русский язык изучается с 1 по 11 (12) класс.
В соответствии с социальным заказом (дать прочные знания о языке и сформировать свободное владение русским языком) современный школьный курс русского языка имеет коммуникативную направленность,т. е. познавательно-практическую, что отражено уже в самом названии предмета: «Русский язык. Культура устной и письменной речи». Содержание каждого раздела сориентировано на реализацию коммуникативной направленности обучения. Курс русского языка в 5 классе начинается разделом «Язык и речь». В последующем языковые курсы в каждом классе открываются разделом «Текст», цель которого – развитие умения свободно создавать тексты различных жанров с учётом речевой ситуации.
Создание текстов предусмотренных программой жанров и стилей речи является конечной целью и такого раздела, изучаемого с 5 по 9 класс, как развитие связной речи. В 10 – 11 классах происходит развитие коммуникативных умений и навыков в работе над различными видами изложений и сочинений.
Т.о. основным подходом к отбору и презентации языкового материала является функциональный.