Принципы обучения.

Специальные цели работы по русскому языку в школе.

Место и особенности русского языка как учебного предмета в Республике Беларусь.

ЛЕКЦИЯ № 2

Тема: РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

План:

 

 

1. Место и особенности русского языка как учебного предмета в Республи­ке Беларусь.

В Конституции РБ 1996г. установлен государственный статус русского языка наравне с белорусским. Цель государственной политики в языковой сфере – достижение реального двуязычия. Но до сих пор для Белоруссии остается ак­туальной проблема некритического смешения в речи элементов русского и бе­лорусского языков (в особенности на фонетико-интонационном и лексическом уровнях), ведущая к образованию так называемой «трасянки».

Подготовить учителя, способного помочь учащимся избежать интерфе­ренции близкородственных языков, – одна из главных задач методики русского языка в Белоруссии. В условиях близкородственного русско-белорусского би­лингвизма каждый раздел методики должен чётко определить те моменты, когда родной язык может помочь в усвоении близкородственного русского языка и когда может проявиться отрицательное влияние интерференции.

В условиях билингвизма возрастает значение речевой практики в процессе обучения, когда теоретические знания усваиваются в связи с их применением в речи. Ориентация на речевое развитие – важнейшая составляющая часть мето­дики русского языка в РБ.

В объяснительной записке к программе по русскому языку обозначена следующая цель обучения русскому языку – «дать знания о языке и речи и нау­чить школьников полноценно пользоваться русским языком во всех видах рече­вой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение) в разных сферах его применения».

Одной из задач является формирование коммуникативных умений, обес­печивающих речевое развитие уч-ся: эффективное применение языковых средств с целью реализации актуальных для говорящего (пишущего) коммуни­кативных намерений (сообщить информацию; доказать или опровергнуть точку зрения; побудить, призвать собеседника к совместной деятельности и т.п.) в процессе создания связных высказываний.

Принципамиотбора содержания обучения в связи с этим являются:

• текстоцентрический подход к отбору языкового материала;

• учёт общих и специфических особенностей белорусского и русского языков, выявление несовпадающих элементов языковых систем;

• учёт функционально-семантических особенностей фактов языковой системы.

Русский язык в русскоязычных школах РБ в отличие от остальных учеб­ных предметов выполняет две функции:

1) является предметом изучения и обучения;

2) служит средством изучения всех остальных предметов. Следовательно, от уровня преподавания языка зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.

Русский язык изучается с 1 по 11 (12) класс.

В соответствии с социальным заказом (дать прочные знания о языке и сформировать свободное владение русским языком) современный школьный курс русского языка имеет коммуникативную направленность,т. е. познава­тельно-практическую, что отражено уже в самом названии предмета: «Русский язык. Культура устной и письменной речи». Содержание каждого раздела сори­ентировано на реализацию коммуникативной направленности обучения. Курс русского языка в 5 классе начинается разделом «Язык и речь». В последующем языковые курсы в каждом классе открываются разделом «Текст», цель которого – развитие умения свободно создавать тексты различных жанров с учётом рече­вой ситуации.

Создание текстов предусмотренных программой жанров и стилей речи является конечной целью и такого раздела, изучаемого с 5 по 9 класс, как развитие связной речи. В 10 – 11 классах происходит развитие коммуникативных умений и навыков в работе над различными видами изложений и сочинений.

Т.о. основным подходом к отбору и презентации языкового материала яв­ляется функциональный.