Французский материализм XVIIIв.

Философия Просвещения XVIII в

XVIIIв. – эпоха Просвещения, распространение научного знания вширь; значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой.

Одной из важнейших характеристик философии этого периода является рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что источником познания является разум, а ощущения и опыт имеют второстепенное значение. В этом смысле он противостоит сенсуализму, придающему решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, и эмпиризму, выдвигающему на первое место опыт.

Представители Просвещения:

 

Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Юм (Англия);

Бойль, Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро (Франция);

Вольф, Лессинг, Кант (Германия);

Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский – (Россия);

Т.Джефферсон, Б.Франклин – (США).

 

Просвещение формируется как идеологическое движение, носящее в каждой отдельной стране специфический характер, но с общей основой: верой в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, избавление от тупиков и нелепостей традиций, освобождение от оков невежества, суеверий, мифов, угнетения.

Культ разума у просветителей подразумевает защиту научного и технического познания как орудия преобразования мира.

Отсюда – сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности.

Просвещение – оптимистическая философия прогрессивно крепнущей буржуазии, философия, целиком посвятившая себя прогрессу.

В общем потоке Просвещения есть атеистическое и материалистическое течения. Однако Просвещение пронизано деизмом, иными словами, рациональной, естественной светской религиозностью, с которой соединяются светская, мирская мораль.

 

 

Представители: Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри.

 

Характерные черты материализма:

- механистический;

- метафизический;

- идеалистическое понимание общественной жизни;

-воинствующий атеизм.

 

1) Французские материалисты разработали учение о закономерном характере природы. Они утверждали неразрывную связь материи и движения.

2) Французские материалисты, хотя и остались механицистами, признавали и другие виды движения (химическое, биологическое).

3) Если в материализме XVIIв существовало противопоставление сенсуализма и рационализма, то французские материалисты попытались соединить чувственное познание и мышление.

 

Лекция на тему: «Немецкая классическая философия»

В Германии во второй половине XVIII века сформировалось новое направление – немецкая классическая философия. Ее представители:

Кант – дуалист

Фихте – субъективный идеалист

Шеллинг – объективный идеалист

Гегель – объективный идеалист

Фейербах - материалист

 

В отличие от французский материалистов, которые все принадлежали к одному направлению, немецкая классическая философия объединяла в своих рядах философов, принадлежавших к различным направлениям.

 

Родоначальником немецкой классической философии является

И.Кант (1724-1804)

В его творчестве выделяют два периода:

1) «докритический» (до 1770 г.) и

2) «критический».

 

В «докритический» период Кант занимался естественнонаучными проблемами, написал книгу «Всеобщая естественная история и теория Неба» (1755), в которой выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы из вращающихся туманностей (гипотеза Канта-Лапласа).

В «критический» период занялся философскими проблемами, опубликовал три книги:

1) «Критика чистого разума» (1781),

2) «Критика практического разума» (1788),

3) «Критика способности суждения» (1790).

 

Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии. Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем.

В средневековой философии и философии эпохи Возрождения центральной частью философских систем является учение о бытии – онтологии. В философии Нового времени занимались вопросами теории познания – гносеологии. Однако в центральной проблеме гносеологии – взаимодействии объекта и субъекта – докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания.

Кант же делает предметом философии специфику познающего субъекта. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает два уровня:

а) эмпирический (опытный) – индивидуально-психологические особенности человека;

б) трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта) – надындивидуальное начало в человеке.

Кант пытается преодолеть с помощью своей трансцендентальной философии как эмпиризм (Локк, Юм), так рационализм (Декарт).

Кант признает существование материальных вещей – «вещей в себе», но считает, что они непознаваемы. Кант – агностик. От агностицизма Кант переходит к идеализму.

Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т.е. ценностные, включая веру, нравственные убеждения. Отсюда три вопроса Канта:

1) «Что я могу знать?»

2) «На что я смогу надеяться?»

3) «Что я должен делать?»

 

На первый вопрос отвечает философия, на второй – религия, на третий – мораль.

Кантовское учение о морали является этикой моральной воли.

Кантовская этика моральной воли является этикой долга. Кант говорит, что моральные убеждения предполагают способность действовать вопреки удовольствию, из чувства долга.

Категорический императив Канта:

«Поступай согласно такому принципу, руководствуясь которым ты в то же время можешь пожелать, чтобы он стал всеобщим законом».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) –

вершина немецкой классической философии

 

Гегель – объективный идеалист. Основа всего у него – Абсолютная Идея, существующая объективно – Бог.

Идея воплощается в природе, природа есть инобытие Идеи, та же Идея, уходя из природы, воплощается в Духе.