Ф.Бэкона и Р.Декарта
Проблема метода научного познания в философии
Английский ученый Ф.Бэкон (1561-1626) был родоначальником английского эмпиризма – учения об опыте.
Эмпиризм (от греч. еmperia – опыт) – философское направление, признающее чувственный опыт главным или даже единственным источником знаний.
На пути к достижению истинного объективного знания стоят субъективные помехи – «идолы» - «призраки» - предрассудки в сознании человека.
«Идолы пещеры» - связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом.
«Идолы театра» - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения исследовать природу.
«Идолы площади» - общение людей, предполагающее использование языка.
«Идолы рода» - самые опасные, т.к. они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и, особенно в разуме, и освободиться от них всегда труднее.
В своем труде «Новый органон»(1620) он разработал индуктивный метод, в котором мысль двигается от частного к общему. (До него со времен Аристотеля господствовал дедуктивный метод – «от общего – к частному»).
Истинная индукция позволяет на основе исследования отдельных случаев переходить к общим заключениям.
Другим путем в разработке проблем методологии научного исследования пошел французский философ Р.Декарт (1598-1650). Он считается основоположником рационализма. Его труд – «Рассуждения о методе».
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, независимость разума от чувственных восприятий.
Его тезис: «Я мыслю, следовательно, я существую».
В процессе познания исключительную роль Декарт отвел дедукции.
Основная черта философского мировоззрения Р.Декарта – дуализм души и тела. Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала:
1) Нематериальное (мышление)
2) Материальное (протяжение).
Эмпиризм Ф.Бэкона продолжил Т.Гоббс(1588-1679): источником всякого знания является опыт.
Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ, как и Декарт, был убежденным рационалистом. Но, в отличие от Декарта, он создает монистическую философскую систему.
В его системе существует только одна субстанция, которую Спиноза называет: «Бог, или природа, или субстанция» (пантеизм). Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), это значит, что причину существования субстанции нужно искать не вне субстанции, а в ней самой. Тем самым Спиноза отвергает то, что в средние века получило название «космологического доказательства бытия божьего».
Лейбниц (1646-1716). Учению Спинозы о единой субстанции немецкий философ Лейбниц противопоставил учение о множественности субстанций (плюрализм). Самостоятельно существующие субстанции Лейбниц называл монадами (в переводе с греч. – «единое», «единица»).
Плюралистическая по форме, философская система Лейбница была идеалистической по существу.
Свою концепцию наиболее полно Лейбниц изложил в «Монадологии». Каждая монада – самостоятельная духовная сущность, обладающая активностью, самодвижением. Их бесконечное множество и связывает их между собой предустановленная гармония, исходящая от Бога.