Лекция на тему: Новое время: союз философии и науки
Лекция на тему: Философия Возрождения: антропоцентризм
(XV –XVI вв.)
С XV века происходят изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Она характеризуется возникновением мануфактур, техническими открытиями и нововведениями (самопрялка, ткацкий станок, водяное колесо, огнестрельное оружие, компас, книгопечатание). Это период первоначального накопления капитала.
Как следствие – изменения в умонастроениях, Процесс секуляризации – освобождение от религии.
Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда идеи и само название – Ренессанс (Возрождение). Однако Возрождение возникло как итог развития средневековой культуры, хотя и противопоставляло себя средневекому христианству.
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое, поскольку в центре его внимания оказывается человек.
Если в центре внимания:
античности – природно-космическая жизнь (космоцентризм),
средневековья – бог и связанная с ней идея спасения(теоцентризм),то Возрождения – человек (антропоцентризм). Человек здесь не просто природное существо, он творец самого себя.
В античности –человек- существо природное, природа – владычица человека
В средние века – человек – божья тварь;
Возрождение – человек – творец самого себя, он господин над всей природой.
Отношение к труду:
В античности – созерцание выше деятельности;
В средние века – труд – искупление за грехи;
Возрождение – творческий характер деятельности.
С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, ориентация на искусство. Эта эпоха по преимуществу художественно-эстетическая(Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль).
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы.
Натурфилософия – учение о природе, освобожденное от подчинения теологическим умозрениям.
Переходные формы к материализму:
Пантеизм – философское учение о растворении бога в природе (Спиноза, Бруно).
Деизм – философское учение о божественном первотолчке (Ньютон, Галилей).
XVII век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. В это время расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества, начавшийся в эпоху Возрождения.
В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция развертывается в Англии. Эти революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, главенствующее место в которой занимает механика.
Социальные преобразования и развитие науки Нового времени вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку. На первый план в философии этого периода выходят проблемы теории познания – гносеологии, и в первую очередь – проблема метода научного познания.