Теория познания И.Канта

Вопрос

Иммануил Кант (1724-1804)

Вопрос 2

Вопрос 1

НКФ – Конец XVIII-п.п.XIX вв.

Достижения:

1) систематическая разработка диалектики и диалектического метода

2) Переориентация философии на сущность человека, его разум

3) Понимание истории как целостного процесса

4) Обоснование идеи прогресса и свободы

 

 

НКФ включает в себя направления:

1) Дуализм – И.Кант

2) Субъективный идеализм – И.Фихте

3) Объективный идеализм – Гегель, Шеллинг

4) Материализм – Д. Фейербах

 

Дуализм признает равноправное существование двух начал : материальное и идеальное.

 

Идеализм – направление в философии, признающее основой – идеальное начало. Идеализм подразделяется на: объективный и субъективный.

Объективный идеализм признает основой мира объективное, т.е. независящее от человека идеальное или духовное начало.

Субъективный идеализм признает основой мира человеческое сознание.

 

Материализм – направление противоположное идеализму, признает основой мира материю или природу.

 

 

«Я благодарен судьбе за то, что лишила меня механического движения, лишенного метафизического смысла»

 

 

Факты из жизни:

Родился и жил в г.Кенгсберг (Калиниград)

Преподавал философию в университет, был профессиональным философом

 

Этапы философии Канта

 

Докритический (1746-1770) Критический (1770-1804)
Развитие в природе Разработка теории познания
Происхождение солнечной системы Обоснование агностицизма
История земли и ее перспективы Учение о «вещи-в-себе»
История происхождения человеческих рас Критика разума
  Разработка этики и эстетики

Сочинения канта

«Всеобщая естественная история и теория неба» «Критика чистого разума» - гносеология
  «Критика практического разума» - что такое человек
  «Критика способности суждения» - эстетика
   

 

Главные вопросы, на которые должен ответить человек:

1) что я могу знать? – метафизика

2) Что я должен деать? – Этика

3) На что я могу надеяться? – Религия

4) Что такое человек? – Антропология

 

Кант – основоположник философской антропологии.

 

3 познавательные способности (ступени души) человека по Канту:

1) Чувственность – способность к ощущениям

2) рассудок – способность к понятиям и суждениям

3) Разум – способность к умозаключениям, доходящих до предела

Задача философии по Канту:

Исследовать возможности и границы разума независимо от предела изучения.

 

Кант совершает

«коперниканский переворот в философии»

 

Субъект (человек) до канта Объект

 

Кант

 

 

Основывается на философии Д.Юма (1711-1776)

 

Юм заложил основы новоевропейского агностицизма.

Агностицизм – это направление утверждающее принципиальную непознаваемость мира.

Кант решает спор эмпириков и рационалистов:

Он вводит понятие

АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОСТИ и РАССУДКА – это то, что упорядочивает и структурирует всю информацию, которую мы получаем о мире.

Априорное (у Канта) – «независимое от всякого опыта»

Апостериорное – лат. «в опыте»

 

АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОСТИ

Чувственный опыт – это ворох неупорядоченных данных. Почему мы воспринимаем их цельно?

Данные оформляются умом с помощью пространства и времени.

В реальности пространства и времени не существует.

?Проблема: Почему у всех людей представление о пространстве и времени одинаковы? – Кант не отвечает.

 

АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ РАССУДКА

Это категории

Рассудок – способность составлять суждения

? Откуда мы знаем о причинах явлений, о законах природы?

Рассудок не черпает общих законов из природы, а приписывает их ей.

 

12 категорий:

Единство-множество-целостности

Причинность и зависимость, наличие связи между предметами

Возможность-существование-необходимость и др.

 

Чувствительность и рассудок взаимосвязаны:

«Ощущения без категорий слепы, а категории без ощущений пусты».

 

Как из хаоса ощущений возникает целостный образ объекта?