Теория познания И.Канта
Вопрос
Иммануил Кант (1724-1804)
Вопрос 2
Вопрос 1
НКФ – Конец XVIII-п.п.XIX вв.
Достижения:
1) систематическая разработка диалектики и диалектического метода
2) Переориентация философии на сущность человека, его разум
3) Понимание истории как целостного процесса
4) Обоснование идеи прогресса и свободы
НКФ включает в себя направления:
1) Дуализм – И.Кант
2) Субъективный идеализм – И.Фихте
3) Объективный идеализм – Гегель, Шеллинг
4) Материализм – Д. Фейербах
Дуализм признает равноправное существование двух начал : материальное и идеальное.
Идеализм – направление в философии, признающее основой – идеальное начало. Идеализм подразделяется на: объективный и субъективный.
Объективный идеализм признает основой мира объективное, т.е. независящее от человека идеальное или духовное начало.
Субъективный идеализм признает основой мира человеческое сознание.
Материализм – направление противоположное идеализму, признает основой мира материю или природу.
«Я благодарен судьбе за то, что лишила меня механического движения, лишенного метафизического смысла»
Факты из жизни:
Родился и жил в г.Кенгсберг (Калиниград)
Преподавал философию в университет, был профессиональным философом
Этапы философии Канта
Докритический (1746-1770) | Критический (1770-1804) |
Развитие в природе | Разработка теории познания |
Происхождение солнечной системы | Обоснование агностицизма |
История земли и ее перспективы | Учение о «вещи-в-себе» |
История происхождения человеческих рас | Критика разума |
Разработка этики и эстетики |
Сочинения канта
«Всеобщая естественная история и теория неба» | «Критика чистого разума» - гносеология |
«Критика практического разума» - что такое человек | |
«Критика способности суждения» - эстетика | |
Главные вопросы, на которые должен ответить человек:
1) что я могу знать? – метафизика
2) Что я должен деать? – Этика
3) На что я могу надеяться? – Религия
4) Что такое человек? – Антропология
Кант – основоположник философской антропологии.
3 познавательные способности (ступени души) человека по Канту:
1) Чувственность – способность к ощущениям
2) рассудок – способность к понятиям и суждениям
3) Разум – способность к умозаключениям, доходящих до предела
Задача философии по Канту:
Исследовать возможности и границы разума независимо от предела изучения.
Кант совершает
«коперниканский переворот в философии»
Субъект (человек) до канта Объект
Кант
Основывается на философии Д.Юма (1711-1776)
Юм заложил основы новоевропейского агностицизма.
Агностицизм – это направление утверждающее принципиальную непознаваемость мира.
Кант решает спор эмпириков и рационалистов:
Он вводит понятие
АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОСТИ и РАССУДКА – это то, что упорядочивает и структурирует всю информацию, которую мы получаем о мире.
Априорное (у Канта) – «независимое от всякого опыта»
Апостериорное – лат. «в опыте»
АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОСТИ
Чувственный опыт – это ворох неупорядоченных данных. Почему мы воспринимаем их цельно?
Данные оформляются умом с помощью пространства и времени.
В реальности пространства и времени не существует.
?Проблема: Почему у всех людей представление о пространстве и времени одинаковы? – Кант не отвечает.
АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ РАССУДКА
Это категории
Рассудок – способность составлять суждения
? Откуда мы знаем о причинах явлений, о законах природы?
Рассудок не черпает общих законов из природы, а приписывает их ей.
12 категорий:
Единство-множество-целостности
Причинность и зависимость, наличие связи между предметами
Возможность-существование-необходимость и др.
Чувствительность и рассудок взаимосвязаны:
«Ощущения без категорий слепы, а категории без ощущений пусты».
Как из хаоса ощущений возникает целостный образ объекта?