Гарантии, претензии, санкции (Guarantee, Claims, Sanctions)
Обычно в контракт включаются гарантии по количеству и качеству товара, сроки этих гарантий и сроки предъявления претензий. Собственно размер (объем) гарантий зависит от характера и сложности товара, от технических условий контракта. От этих же факторов зависит и срок предъявления претензий. Так, срок гарантий по качеству может быть от нескольких месяцев до нескольких лет. Очень важно определить время, с которого начинает действовать гарантийное обязательство Продавца. Это может быть дата поставки, дата пуска (в случае оборудования) в эксплуатацию, дата достижения гарантийных показателей и т.п. Здесь же оговаривается и время, в течение которого Покупатель может предъявлять претензии по количеству или качеству товара и необходимые для этого документ, подтверждающие обоснованность претензии.
По-разному можно и отрегулировать претензии, в случае, если Продавец признает их. Иногда это может быть полный отказ Покупателя от дефектного товара и выплата Продавцом всей суммы за товар; это может быть исправление дефектов за счет Продавца; может быть снижение цены за данную или последующие партии товара; может быть замена дефектного товара аналогичным или улучшенным. При этом целесообразно оговорить, возвращается ли дефектный товар Продавцу и за чей счет, а также потребовать продления срока гарантии.
Можно также отметить следующие моменты:
· если была произведена сдача-приемка товара, то претензии могут быть предъявлены только по тем показателям, которые не могли быть проверены в ходе приемки;
· претензии предъявляются только в письменном виде, желательно с уведомлением о вручении;
· Продавец имеет право послать своего представителя для выяснения обоснованности претензии или потребовать от Покупателя подтверждения нейтральной организации (напр., ТПП) по этому вопросу;
· в контракте целесообразно оговорить как срок предъявления претензии, так и срок ответа на нее.
Безусловно, и Продавец и Покупатель, заключая контракт, надеются на своевременное, полное и надлежащее выполнение его. Однако, в действительности могут быть обстоятельства, когда кто-то из них по тем или иным причинам нарушает какие-либо из его условий. На этот случай в контракте предусматриваются штрафные санкции, позволяющие защитить интересы пострадавшей стороны. К этим санкциям относятся:
· конвенциональный штраф – защищает Покупателя от просрочки в поставка товара. Зависит от стоимости товара (на практике составляет от 0,5% до 15% и вплоть до аннулирования всего контракта) и от срока просрочки. Обычно штраф устанавливается в прогрессивно-возрастающем размере (например, 0,5% за 1-ю неделю просрочки, 1% за 2-ю неделю просрочки и т.д.), но не более, чем 15%:
· штраф за поставку некачественного товара – в этом случае Продавец платит штраф за просрочку в поставке (см. выше) – некий согласованный дополнительный штраф;
· штраф за задержку открытия аккредитива – применяется к Покупателю так же, как за задержку платежа.
Кроме того, могут быть предусмотрены санкции к виновной стороне, сумма которых превышает штраф (например, за упущенную выгоду, за моральный ущерб и т.п.). По законам многих стран в случае нарушения условий контракта с виновной стороны могут быть взысканы не только штраф, но также и убытки, к тому же уплата этих сумм не освобождает виновника от исполнения контракта.
5.10. Сдача-приемка товара (Delivery and Acceptance of the Product)
Обычно различают сдачу-приемку товара по количеству и по качеству, предварительную и окончательную, по месту совершения акта сдачи-приемки (у Продавца, у Покупателя, в порту и т.п.). Определение места и характера приемки во многом зависит от особенностей товара. Если для сырьевых товаров процедура приемки относительно проста и обычно ограничивается приемкой по количеству, то при поставках сложного машинно-технического оборудования процедура приемки весьма сложна и трудоемка. Чаще всего она оговаривается в специальном приложении к контракту и проводится в несколько этапов (например, предварительная на месте изготовления оборудования на заводе, промежуточная в порту, окончательная на месте монтажа, или даже в момент пуска оборудования).
Можно отметить, что при грамотной, хорошо организованной процедуре приемки, условия и порядок которой четко оговорены в контракте в момент его подписания, Покупатель может решить не только вопрос поставки качественного оборудования, но и получить интересующие его сведения об изготовлении и надлежащем функционировании такого оборудования.
Остановившись очень коротко на сдаче-приемке сырьевых товаров и товаров относительно простой номенклатуры (готовые изделия, продовольственные товары, полуфабрикаты и т.п.) мы чуть ниже уделим больше внимания сдаче-приемке оборудования.
Приемка по качеству – выборочная или сплошная – призвана определить соответствие поставляемого товара качеству, определенному в соответствующем разделе контракта и указанному в документах (или образцу, или эталону и т.п.). По результатам проверки составляется акт сдачи-приемки, подписанный обеими сторонами. По договоренности сторон товар может быть поставлен без сдачи-приемки; тогда документом, подтверждающим качество товара, будет гарантия Продавца, что товар соответствует записанным в контракте показателям.
Такая же процедура применима и в случае приемки по количеству. Возможно указание на то, что товар поставляется Продавцом Покупателю без предварительной приемки под гарантийное письмо Продавца по количеству и качеству, но окончательная приемка будет произведена в пункте поставки товара (порт прибытия, склад Покупателя и т.п.).
Гораздо более сложной является сдача-приемка оборудования и другой машинно-технической продукции. В этом случае желательно оговорить в контракте возможность командирования в страну-изготовитель продукции группы специалистов-приемщиков для предварительной приемки оборудования. Практика показывает, что такая приемка вместе с окончательной приемкой на месте монтажа на заводе Покупателя позволяет наиболее полно обеспечить интересы заказчика.
В заключение можно рекомендовать Покупателю:
· при возможности оговорить проведение контрольных испытаний закупленного оборудования на заводе-изготовителе в присутствии представителей Покупателя и в присутствии представителя Продавца на заводе у нас в стране;
· указать в контракте, что подписание протокола сдачи-приемки не освобождает Продавца от исполнения гарантий и устранение не выявленных приемкой дефектов и неисправностей;
· установить за чей счет организуется сдача-приемка.
Все эти дополнительные условия целесообразно оговорить не в тексте контракта, а в специальных приложениях к нему; при этом должно быть указано, что приложения являются неотъемлемой частью контракта.