Базисные условия поставки (Delivery Terms)
Предмет контракта (Subject of the Contract)
Указывается товар (точнее, предмет сделки), его количество и характеристики. Чаще всего здесь же вводится и базисное условие места поставки.
Наименование товара дается так, как он именуется в международной торговле. Необходимо дать ссылку на код товара по ТН ВЭД. Основой классификации почти всех стран является международная классификация ООН (СМТК). В этой классификации товары разделены по разделам, группам и подгруппам в зависимости от степени их обработки. На этой основе была создана Гармонизированная система описания и кодирования товаров (СТС).
Если международное название товара (по международной спецификации) неизвестно, то можно привести техническую спецификацию товара. При необходимости технические условия, спецификации и т.д. можно вынести в приложение к контракту, сделав ссылку, что это приложение является неотъемлемой частью контракта. Приложение должно быть подписано так же как и контракт и теми же лицами.
Количество товара выражается в международных единицах, принятых в метрической системе мер. Возможно указание колебаний в допустимых пределах (например, + / - 5% и т.п.). В случае поставки товаров (бочки, мешки, мягкие и жесткие контейнеры и т.п.) необходимо указать, включена ли упаковка в общий вес товара (т.е. принят ли вес брутто или нетто). Приняты следующие понятия:
· Вес брутто – вес товара вместе с внутренней и внешней упаковкой;
· Вес полбрутто – вес вместе с внутренней упаковкой;
· Вес нетто – чистый вес товара без упаковки;
· Вес брутто за нетто – вес товара с тарой, когда стоимость тары приравнивается к стоимости товара.
Встречаются случаи, когда продавец вносит в контракт требования о возврате тары (“тара возвратная”); в этом случае необходимо уточнить за чей счет будет производиться возврат тары.
Одной из наиболее часто встречающихся ошибок при составлении контракта "предприниматель не берет на себя труд посчитать транспортные затраты и старается если продать товар – то прямо с завода, а если купить – то прямо с доставкой на свой склад. В результате – достаточно ощутимые потери, как при экспорте, так и при импорте.
Понятие «базисное условие поставки» практически определяет место, где право собственности на товар и риск его случайной гибели, порчи переходит от Продавца к Покупателю. Соответственно все расходы по доставке товара до этого места и момента несет Продавец, они включаются в цену товара и образуют ее «базис». Естественно, имеются ввиду не только транспортные расходы, но и расходы по страхованию, погрузке, штивке (если необходимо), перегрузке, хранению на складе, оформлению необходимой транспортной документации, получению экспортной или импортной лицензии, направлению извещений, выполнению таможенных формальностей и выплате таможенных пошлин и т.п. «Инкотермс» не являются обязательными, они носят рекомендательный характер. Составители контракта могут ввести свои, наиболее приемлемые по каким-либо причинам базисные условия; но тогда необходимо в контракте очень четко их определить и убедиться, что обе договаривающиеся стороны адекватно их понимают.
Еще одна ошибка, допускаемая составителем: введение базисного условия «Инкотермс» без указания места (ж/д станция, порт, аэропорт и т. д.). Например, товар продан на условиях ФОБ. “ФОБ” что? Ведь если завод-изготовитель находится в Нижнем Новгороде, то расходы по доставке товара в порты Астрахань, Новороссийск или Находка будут отличаться весьма значительно.
В «Инкотермс» приводятся 13 терминов (условий), которые применяются при транспортировке товаров при экспортно-импортных операциях морским, авиа, железнодорожным, автотранспортом, а также смешанных перевозках. В терминах используются понятия «франко» («свободен»); это означает, что Покупатель не несет никаких расходов (он “свободен” от них) по доставке товара до указанного пункта. Именно в этом пункте собственность на товар и риски за его гибель перейдут к Покупателю, и он будет нести все расходы по его доставке в конечный пункт (который в контракте может быть и не указан).
Перечисленные в четвертой лекции базисные условия можно условно разделить на 4 группы.
Группа E
Условие EXW (ex works) – поставка с завода. Этот термин означает, что Продавец предоставляет товар в распоряжение Покупателя прямо на своем заводе под погрузку в соответствующей упаковке и больше не несет никаких расходов.
Группа F
ФАС (FAS – Free alongside ship), ФОБ (FOB – Free on board), Франко-перевозчик (FCA – Free carrier) и др. При всех условиях группы “F” Покупатель обязан своевременно (в оговоренный в контракте срок) сообщить Продавцу срок прибытия судна (ФОБ) или дату передачи товара перевозчику, а Продавец – своевременно информировать Покупателя об отгрузке товара и передать ему (указанным в контракте способом) отгрузочные документы.
Группа C (“основная перевозка оплачена”)
ЦФР (CFR – cost and freight) – “стоимость и фрахт”; СИФ (CIF – cost-insurance-freight) – “стоимость, страховка и фрахт”; СПТ (CPT – carriage paid to…) – “перевозка оплачена до…”; СИП (CIP – carriage and insurance paid to…) – “перевозка и страховка оплачены до …”.
Группа D (“прибытие”)
DAF (Delivered at frontier) – “поставка до границы”; DDP (Delivered duty paid) – “поставка с уплатой пошлины до…”; DDU (Delivered duty unpaid) – “поставка без уплаты пошлины”; DES (Delivered ex-ship) – “поставка с судна”; DEQ (Delivered ex-quay) – “поставка с пристани”. Практически условия “D” совпадают с условиями “C”, но разница в том, что риск за товар переходит с Продавца на Покупателя не в момент отгрузки, а в момент прибытия товара в назначенное место.
Нетрудно заметить, что максимальные обязательства Продавец несет при условиях DDP, а минимальные – при условиях EXW.