И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
Раздел 1
Глава 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Цели, методы и формы управления природопользованием и охраной окружающей среды. Функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Инструменты государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
1.1. ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Цель управления природопользованием:
обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду;
обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.
Методы управления.В управлении природопользованием используют административные, социально-психологические и экономические методы управления.
Социально-психологические методыуправления представляют собой систему средств социального и психологического воздействия на коллективы, отдельных работников и население с целью обеспечения благоприятных природных условий проживания человека и снижения заболеваемости.
Экономические методыуправления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования и кредитов.
Административные методыуправления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов; в организации процессов подготовки, принятия и реализации решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений и загрязнений окружающей среды.
Административные методы управления подразделяются на:
метод обязательных предписаний,который предполагает точное и неукоснительное выполнение управленческого решения, не допуская каких-либо отступлений от него. Применяется в случаях, когда не требуется учета местных условий и особенностей при выполнении решения;
метод рекомендацийвыражается в вынесении таких управленческих решений, в ходе реализации которых допускается учет местных условий и особенностей и применение этого решения сообразно с ними;
метод санкционированияили метод ограничения, при котором управленческие решения принимает сам управляемый орган, однако они обретают юридическую силу лишь после утверждения этих решений компетентным органом;
метод разрешенияили полного делегирования прав означает полное самоуправление управляемых органов, при котором они сами принимают управленческие решения, не нуждающиеся в чьем-либо утверждении (например—решения Правительства Москвы, принимаемые в пределах его полномочий, установленных законом, не нуждаются в чьем-либо утверждении и подлежат исполнению всеми организациями и гражданами на территории г. Москвы).
Формы управленияпредставляют собой внешние проявления управленческой деятельности, имеющие правовую или неправовую форму.
Неправовые формы управления (основные, преобладающие формы непосредственной управленческой деятельности) это:
оперативно-хозяйственное распорядительство;
и обеспечение исполнителей необходимыми силами и средствами для выполнения ими своих непосредственных функций.
Правовые формы управления применяются там, где возникают противоречия не устранимые иным путем, кроме правового и выражаются
в правотворческой форме (в принятии таких решений, которые имеют значение закона и его форму);
в правоприменительной форме, т.е. в принятии правоприменительных актов, посредством которых правотворческий акт реализуется в жизнь (нормативно-правовой акт о порядке реализации правотворческого акта, далее — инструкции и методики реализации, а далее — приказы по реализации и контролю);
в правоохранительной форме, выражающейся в применении санкций правовых норм в случаях, когда эти нормы нарушаются.
1.2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Функции государственного управления это виды действий, осуществляемые органами управления.
Независимо от видов и компетенции органов управления каждый из них прямо или косвенно выполняет или участвует в выполнении следующих основных семи функций:
Функция учета природных ресурсов(ведения государственных кадастров). КАДАСТР (франц. cadastre) — систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом. Различают кадастр земельный, кадастр водный, кадастр лесной, кадастр месторождений полезных ископаемых, кадастр животного мира.
Функция учета и ведения кадастра служит основой для всех остальных функций управления природопользованием. Специфика кадастрового учета природных объектов выражается в следующем:
учет природных объектов ведется, как правило, в натуральной форме (т.е. объекты описываются количественно и качественно и при этом оценивается их потенциал в единицах учета);
кадастровый учет производится по определенной процедуре, включающей особую, установленную законом систему построения учетных данных; наличие особых органов и должностных лиц, правомочных осуществлять данный учет; специальные сроки обновления и предоставления кадастровых данных и т.д.;
кадастровые системы функционируют в режиме периодической непрерывности, поскольку природные объекты подвергаются изменениям в результате хозяйственной деятельности и иных факторов.
Функция планированиямероприятий по использованию и охране природных объектов. Планирование рационального природопользования осуществляется в форме целевых комплексных программ (ЦКП). В ЦКП — комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей упорядочивается в виде дерева целей, т.е. строится четкая иерархия целей с определением критериев и показателей степени достижения целей по каждому этапу реализации.
Функция распределенияи перераспределения природных объектов обусловлена тем, что для обеспечения рационального природопользования необходимо включение граждан и организаций в механизм отношений собственности на данные природные объекты. Включение осуществляется путем предоставления природных объектов на праве владения либо пользования, либо аренды, которые, в свою очередь, подразделяются на виды (постоянное, временное и т.д.).
Помимо распределительно-перераспределительных функций законом предусмотрены функции отнесения тех или иных природных объектов к категориям, видам и группам, что изменяет правовой статус данных объектов. После получения того или иного статуса природный объект не может использоваться иначе. Система управления природопользованием и охраной окружающей среды представлена на рис. 1.1.
Система управления природопользованием | |||||||||||||
▼ 1 ▼ | Т | Т | ▼ | ||||||||||
| 2. Методы управления | 3. Формы управления | 4. Функции управления | 5. Инструменты управления | 6. Органы управления | ||||||||
1. Цели управления природопользованием | |||||||||||||
Т | ▼ | ||||||||||||
1. Обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду | 2. Обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство | ||||||||||||
2. Методы управления | |||||||||||||
Т | Т | ▼ | |||||||||||
Экономические | Административные | Социально-психологические | |||||||||||
▼ | |||||||||||||
▼ | т | т | ▼ | ||||||||||
Метод обязательных предписаний | Метод рекомендаций | Метод санкционирования | Метод разрешения | ||||||||||
3. Формы управления | |||||||||||||
Y | т | ||||||||||||
Неправовые формы управления | Правовые формы управления | ||||||||||||
1. Оперативно-хозяйственное распорядительство | 1. Правотворческая форма | ||||||||||||
2. Обеспечение исполнителей необходимыми силами и средствами для выполнения ими своих непосредственных функций | 2. Правоприменительная форма | ||||||||||||
3. Правоохранительная форма | |||||||||||||
4. Функции государственного управления | |||||||||||||
▼1 ТГ ▼| ▼| ¥ |Т|Т | |||||||||||||
Функция учета природных ресурсов (ведения государственных кадастров) | Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов | Функция распределения и перераспределения природных объектов | Функция воспроизводства природных объектов | Функция пространст- венно-территори- ального устройства природных объектов | Функция контроля за использованием и охраной природных объектов | Функция разрешения споров о праве природопользования | |||||||
Рис. 1.1. Система управления природопользованием и охраной окружающей среды
Функция воспроизводстваприродных объектов. Данная функция осуществляется в управлении природопользованием по следующим направлениям:
установление специальных правил по воспроизводству природных объектов;
контроль за соблюдением этих правил и стимулирование к соблюдению правил мерами экономико-правового воздействия;
установление такого режима природопользования, при котором уменьшается степень потребления природных ресурсов и утрата их природных функций.
Функция пространственно-территориального устройстваприродных объектов обусловлена их особыми природными свойствами: объемной пространственностью и неподвижностью, в силу чего природные объекты невозможно поменять местами или переместить, как этого часто требует хозяйственная целесообразность и потребность в организации природопользования.
В функции пространственно-территориального устройства происходит увязка экологических (продиктованных интересами охраны и воспроизводства природных богатств, сохранением их экологических связей) и экономических (продиктованных интересами производства народнохозяйственного комплекса) интересов.
Территориально-пространственное устройство выражается в рациональном (с экономических и экологических позиций) отводе природных объектов для того или иного вида хозяйственной деятельности.
Функция контроляза использованием и охраной природных объектов. Данная функция распределена между значительным числом государственных уполномоченных органов в сфере охраны окружающей среды. Направления контрольных управленческих функций урегулированы специальными нормативно-правовыми актами. В случае нарушения законности вмешивается прокуратура, осуществляющая высший надзор за соблюдением законодательства во всех сферах.
Наряду с государственным контролем немалую роль играет общественный контроль, осуществляемый как общественными организациями, так и гражданами.
Функция разрешения спорово праве природопользования реализуется судебными органами государства.
1.3. ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Структурно система управления природопользованием состоит из пяти основных групп инструментов управления:
инструменты прямого административного принуждения;
инструменты прямого экономического принуждения;
инструменты косвенного экономического принуждения;
инструменты экономического стимулирования.
инструменты правового регулирования.
Инструменты прямого административного принуждения.Данная группа инструментов охватывает широкий круг механизмов управления прямого действия: запреты, разрешения, нормы и стандарты предельно-допустимых значений загрязняющих веществ,
К числу принудительных (административно-правовых и экономических) мер наказания за нарушение природоохранного законодательства относят:
различного рода запреты и другие меры юридической ответственности, штрафы и компенсационные выплаты за нанесенный ущерб;
обязательное получение государственного разрешения на строительство новых и модернизацию действующих промышленных и других объектов, служащих источниками загрязнения ОС;
подготовку правовых, административных санкций и иных мер наказания, приостановление действия или отзыв разрешения (лицензий), а также прекращение деятельности, нарушающей природоохранные требования и представляющей угрозу здоровью людей и окружающей среде.
Инструменты прямого экономического принуждения.Это инструменты (механизмы), которые вступают в действие при нарушении, либо несоблюдении экологических нормативов, норм и стандартов субъектами природопользования. Главным рычагом экономического принуждения при этом являются административные штрафы, которые предъявляются как юридическим, так и физическим лицам.
Порядок применения механизмов прямого экономического принуждения определен законодательно Кодексом об административных правонарушениях.
Инструменты косвенного экономического принуждения.Среди инструментов экономического принуждения основное место занимают платежи и налоги за загрязнение и использование природных ресурсов. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы за выбросы или сбросы, а также за владение, пользование и другие законные действия с природными ресурсами. Уровень платежа соответствует социально-экономическому ущербу от загрязнения или какому-либо другому показателю, например экономической оценке ассимиляционного потенциала природной среды, стоимости какого-либо природного ресурса и т.д. Налоги на загрязнение и платежи хороши потому, что эта система предоставляет значительную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс, позволяющую минимизировать издержки на превращение внешнего фактора загрязнения во внутреннюю статью издержек для них.
Если природоохранные издержки низки, то природопользователь может значительно сократить выбросы (вместо того, чтобы платить налог). В теории он сократит их до оптимального уровня, когда приростные затраты на добавочную очистку становятся равными ставке платежа за загрязнение.
Налогами могут быть обложены также первичные ресурсы, конечная продукция или технологии. Хотя чисто внешне по воздействию на предприятие налоги и платежи эквивалентны, необходимо все же провести грань между этими двумя инструментами. Когда мы произносим слово «налог», то подразумеваем, что, во-первых, он направляется в бюджет, а, во-вторых, нет особых причин, кроме пополнения казны, чтобы его вводить. Когда говорится о платеже, то уже сразу подразумевается, что плательщик оплачивает что-то. В данном случае платеж за загрязнение — это плата за право пользования ассимиляционным потенциалом природной среды. Пользователь этого ресурса платит за него так же, как он платит за приобретаемое сырье, электроэнергию и т. д.
Инструменты экономического стимулирования.В условиях рынка, без экономического стимулирования рационального природопользования нельзя избавиться от изношенного и поэтому особенно опасного в экологическом плане оборудования.
Инструменты правового регулирования.Основу любой системы управления составляют алгоритмы (организационные принципы и правила) деятельности. В случае охраны окружающей среды и природопользования такими алгоритмами являются нормы экологического права, источником которого служит экологическое законодательство.
Таким образом, первым инструментом правового регулирования является введение экологического законодательства, в том числе и включение положений об охране окружающей среды в хозяйственное, налоговое, таможенное законодательство, банковское дело, законоположение о приватизации, об иностранных инвестициях, землепользовании и региональном развитии.
Среди других инструментов правового регулирования ООС и рационального природопользования, выделяют главные:
установление стандартов, определяющих и регулирующих уровни загрязнения ОС, а также лимитов использования природных ресурсов;
применение процедуры государственной экологической экспертизы как средства предупредительного контроля за разработкой и осуществлением всевозможных проектов и выявления негативных последствий реализации этих проектов для ОС и здоровья населения;
оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
экологическое лицензирование;
экологическая сертификация.
Из всего многообразия инструментов управления природопользованиеммы в нашей дисциплине рассмотрим четыре:
экологическую экспертизу (ЭЭ);
оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС);
экологическое лицензирование;
экологическую сертификацию.
Экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза— установление соответствия намечаемой хозяйственной, военной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.
Оценка воздействия на окружающую среду(ОВОС) — процедура учета экологических требований при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.