Деятельности

Механизма экологического сопровождения хозяйственной

 

 

Рис. 2. Функции механизма экологического сопровождения хозяйственной деятельности

 

 

Основой системы экологического сопровождения хозяйственной дея­тельности на разных этапах будут (рис. 3):

экологический мониторинг и кадастр природных ресурсов, их лими­тирование;

ОВОС и экологическая экспертиза;

государственный экологический контроль и экологический аудит;

экологическое лицензирование и сертификация, включая междуна­родные сертификаты ISO 9000 и ISO 14000;

экологическая инвентаризация, нормирование и паспортизация хозяй­ствующего субъекта;

оценка экологического риска и экологическое страхование.

Естественное стремление вхождения нашей страны в мировую эконо­мическую систему, международная интеграция российского рынка товаров

и услуг, вступление России в ВТО наряду с другими требует совершенст­вования системы эффективного использования природных ресурсов, сни­жения воздействия на окружающую среду, разработку правил, норм и стандартов, соответствующих уровню передовых стран.

 

Элементы системы экологического сопровождения хоз. деятельности
Экологический мониторинг, ведение кадастра природных ресурсов и лимити­рование природных ресурсов
ОВОС и экологическая экспертиза
Государственный экологический контроль и экологический аудит
Экологическое лицензирование и сертификация
Экологическая инвентаризация, нормирование и паспортизация
Оценка экологического риска и экологическое страхование

 

Рис. 3. Элементы системы экологического сопровождения хозяйственной

деятельности

 

В данном учебном пособии рассмотрены такие элементы процедуры экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности как оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование и сертификация.

Чтобы обеспечить человечеству устойчивое развитие, охранять при­роду от антропогенной деятельности надо начинать действовать до начала этой деятельности.

Мероприятиями, обеспечивающими решение данной задачи, являются экологическая экспертиза, оценка воздействия окружающей среды и эко­логическая сертификация. Они направлены на установление степени воз­действия предполагаемой деятельности на природу и человечество.

Что же такое экологическая экспертиза и оценка воздействия на окру­жающую среду, может это одно и тоже, только в разных системах управ­ления охраной окружающей среды, а может, и нет?

Как организовать процедуру проведения экологической экспертизы и как правильно составить заключение о ее проведении?

Что такое ЗВОС и ОВОС, почему надо делать два похожих друг на друга документа, а может этого не надо делать?

Как получить разрешение на ведение деятельности, которая может повлечь за собой нанесение ущерба природе и обществу?

Что такое лицензия на комплексное природопользование? Как прово­дится лицензирование экологически значимой деятельности?

 

И, наконец, зачем нужна экологическая сертификация, почему ей уде­ляется такое большое значение в мире бизнеса, почему нельзя ограничить­ся национальными стандартами в этой сфере?

В своей книге мы постарались дать ответы на все эти вопросы.

Учебная дисциплина «Экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду и сертификация» предназначена для подготовки инженера-эколога.

Дисциплина базируется на знаниях и навыках, полученных студента­ми при изучении дисциплин: «Общая экология»; «Промышленная эколо­гия».

В свою очередь, она является основой для освоения соответствующих разделов дисциплины «Управление охраной окружающей среды».

В результате обучения студенты должны достигнуть следующих уровней подготовленности:

1. Иметь представление:

о характеристике загрязнений и методологии прогнозирования антро­погенного воздействия на окружающую среду вредных веществ при по­вседневной эксплуатации объектов и в чрезвычайных ситуациях.

2. Знать:

постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других орга­нов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;

методы определения допустимой экологической нагрузки на окру­жающую среду;

правила проведения экологических экспертиз проектных решений, технологических процессов и производств, сертификации продукции по признакам экологической безопасности;

организационные основы осуществления мероприятий по предупреж­дению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и антро­погенного характера на предприятиях отрасли.

3. Уметь:

разрабатывать разделы предпроектной и проектной документации «Заявление о воздействии на окружающую среду», «Оценка воздействия на окружающую среду»;

проводить экологическую экспертизу;

проводить аттестацию и аккредитацию лабораторий.

Теоретические положения дисциплины закладываются на лекциях.

Семинарыпроводятся по каждому разделу дисциплины с целью вы­работать единство взглядов на основные положения раздела.

По наиболее важному вопросу каждого семинара один из студентов готовит доклад на 10... 15 минут с последующим обсуждением основных тезисов доклада.

На практических занятияхстуденты осваивают методы проведения экологической оценки, навыки проведения анализа и составления отчёт­ных документов при расчётах нормативов на поступление загрязняющих веществ от объектов в окружающую среду.

Расчетно-графическая работапредназначена для привития студен­там навыка разработки ОВОС. Расчеты целесообразно проводить с исполь­зованием электронно-вычислительной техники по методикам, разрабо­танным на кафедре.

Самостоятельная работа студентовявляется систематической и не­прерывной частью учебного процесса, закрепляющей или углубляющей полученные знания и навыки, а также формирующей самостоятельность в поиске и приобретении новых знаний по вопросам учебной дисциплины «Экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду и сертификация». Она организована и проводится в соответствии с рекомен­дациями, разработанными на кафедре. Для оказания помощи студентам в качественном усвоении учебного материала, ответов на возникающие во­просы, углубления полученных ранее теоретических знаний и т.п. препо­даватели кафедры проводят консультации.

Промежуточный контроль проводится в ходе всех видов учебных за­нятий в форме, избранной преподавателем или предусмотренной темати­ческим планом.

Итоговый контроль имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме экзамена.

Учебное пособие разработано на кафедре «Гражданское строительст­во и прикладная экология» СПбГПУ на основе курсов лекций читаемых авторами в Санкт-Петербургском государственном политехническом уни­верситете и Военно-морском инженерном институте.