Функции

Глава 5. Критерии, методы и средства оценки воздействия 49

Раздел 2. Оценка воздействия на окружающую среду 32

Раздел 1. Система административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды 12

Глава 1. Система управления природопользованием и охраной окружающей среды 12

1.1.Цели, методы и формы управления природопользованием и ох­раной окружающей среды 12

1.2.Функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды 13

1.3.Инструменты государственного управления природопользова­нием и охраной окружающей среды 16

Глава 2. Органы управления природопользованием и охраной окружающей среды 21

2.1.История формирования органов управления природопользо­ванием и охраной окружающей среды в России 21

2.2.Министерство природных ресурсов России.................... 23

2.3.Задачи и функции в области природопользования и охраны ок­ружающей среды Минсельхоза, Минздрава и соцразвития и МЧС 25

2.4. Задачи и функции в области природопользования и охраны окру­
жающей среды федеральных служб....................................... 26

Глава 3. Экологическая оценка в инвестиционном цикле 28

3.1. Этапы инвестиционного и проектного циклов............ ......... 28

3.2. Стадии и участники подготовки и утверждения инвестицион­ного проекта 29

3.3. Экологическая оценка в предпроектной документации 31

3.4. Экологическая оценка в проектной документации....... 31

 

Глава 4.Основы оценки воздействия на окружающую среду 33

4.1.Международное сотрудничество и документация ОВОС.. 33

4.2. Содержание ОВОС......................................................... ......... 38

4.3. Нормативно-правовая база ОВОС.................................... 39

4.4. Предпроектные и проектные материалы........................... ........ 45

4.5. ОВОС по видам природных ресурсов иобъектов.............. 48


на окружающую среду.......................................................

5.1. Критерии оценки воздействия на окружающую среду.. ......... 49

5.2. Методы оценки воздействия на окружающую среду..... 53

5.3. Средства оценки воздействия на окружающую среду.... ... < 64

Раздел 3. Экологическая экспертиза............................ 74

Глава 6.Основы экологической экспертизы........................ ......... 74

6.1.Закон «Об экологической экспертизе».......................... ......... 74

6.2.Положение об экологической экспертизе..................... 78

6.3.Регламент экологической экспертизы........................... 79

Глава 7. Субъектно-объектные отношения в экологической

экспертизе........................................................................... 82

7.1. Субъекты и объекты экологической экспертизы........... 82

7.2. Экспертная комиссия, эксперт..................................... 84

7.3. Процедура и заключение экологической экспертизы.... 85

Глава 8. Методика и практика экологической экспертизы. 88

8.1.Экспертные оценки в экологической экспертизе.......... 88

8.2.Практика экологической экспертизы........................... 91

8.3.Развитие экологической экспертизы, перспективы и анализ 95

Раздел 4. Экологическое лицензирование и сертификация

Глава 9. Экологическое лицензирование........... ,................ ......... 100

9.1.Система экологического лицензирования..................... 100

9.2.Лицензии на право пользования природными ресурсами 102

9.3.Лицензирование экологически значимой деятельности. ......... 105

Глава 10. Экологическая сертификация.............................. ......... 107

10.1.Содержание экологической сертификации................. ......... 107

10.2.Система экологической сертификации....................... 109

Глава 11. Экологическая стандартизация............................ 112

11.1.Система стандартов в области охраны природы.......... 112

11.2.Международный стандарт ИСО 9000......................... .......... 114

11.3.Международные стандарт ИСО 14000........................ 116

11.4.Аттестация и аккредитация Лабораторий.................... 118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................... 122

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ЕА - Environmental Assessment, что можно перевести как экологическая

оценка.

EIA - environmental impact assessment (дословно - оценка воздействия на

окружающую среду; иногда переводят как - экологическая эксперти­за).

EIS - Environmental Impact Statement, заявления об оценке воздействия на

окружающую среду (ЗВОС).

NEPA - федеральный закон США о Национальной политике в области ок­ружающей среды.

SEA - Strategic Environmental Assessment, что можно перевести как стра-

тегическая экологическая оценка.

АЭС - атомная электрическая станция.

ГЭЭ - государственная экологическая экспертиза.

ЗВОС - Заявление о воздействии на окружающую среду.

КХА - количественный химический анализ.

МНТС - Межведомственный научно-технический совет по комплексным про­блемам охраны окружающей природной среды и рациональному ис­пользованию природных ресурсов.

МПР - Министерство природных ресурсов.

МЧС - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуаци­
ям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ. ^

НД - нормативный документ.

ОС - окружающая среда.

ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду.

ООС - охрана окружающей среды.

ОПС - окружающая природная среда.

ПДК - предельно допустимая концентрация.

ПНДФ - природоохранный нормативный документ федерального уровня.

РСЧС - дословно российская система предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций, это аббревиатура Единой государственной сис­темы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ.

РФ - Российская Федерация.

СЭС - санитарно-эпидемиологическая служба.

ТЗ - техническое задание.

ТЭО - технико-экономическое обоснование.

ТЭЦ - тепловая электроцентраль.

ФЗ - федеральный закон.

ФС - федеральная служба.

ФСОЭС - федеральная система обязательной экологической еертификации.

ЦКП - Целевые комплексные программы.
ЭО - экологическая оценка.

ЭЭ - экологическая экспертиза.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Еще Петр I в своем указе писал: «Во время чищения кораблей и по­чинке всякий сор должно вывозить, дабы на дно ничего не упало, а кто из своих то учинит сам, то ежели офицер — за всякую лопату сору первый раз лишается месяц жалования, за второй — полгода, а за третий будет оштрафован отнятием чина и записан в рядовые.

А рядовых за первый раз бить кошками один раз, за второй — по три дня, а третий—на несколько лет в каторжные работы».

То есть уже в те века понимали, что человек в процессе своей дея­тельности активно влияет на окружающую природную среду. Результатом этого является изменение природной среды и деградация естественных экосистем. В настоящее время экологические последствия человеческой деятельности вплотную поставили вопрос: «быть иль не быть человечест­ву?»

Осуществляемые в экономике России рыночные реформы и переход страны на модель устойчивого развития оказали влияние на все стороны дея­тельности общества, в том числе и на систему управления природопользова­нием и охраной окружающей среды.

Принятые на рубеже 80-90-х годов XIX века важнейшие правовые ак­ты в области охраны окружающей среды и использования природных ре­сурсов позволили законодательно оформить основы системы экологиче­ского сопровождения хозяйственной и иной деятельности в новых эконо­мических отношениях.

Вместе с тем следует отметить, что действующая на сегодняшний день система управления качеством окружающей среды по прежнему со­храняет в себе признаки переходной модели. В ней продолжают сохра­няться «остаточные» звенья прежней административно-хозяйственной системы, а новые, зачастую заимствованные из зарубежной практики, ис­пользуются без должного опыта применения и критического осмысления. По-прежнему нет радикальной концепции экологизации хозяйственной деятельности, поэтому многие природоохранные программы и мероприя­тия носят разрозненный и несистемный характер.

Для правильного понимания проблемы управления качеством окру­жающей среды весьма полезным оказывается рассмотрение понятия «жиз­ненного цикла хозяйствующего объекта». Действительно, независимо от направления отрасли народного хозяйства любые хозяйствующие субъек­ты последовательно проходят сходные стадии (рис.1):

научные изыскания и обоснования;

технико-экономические расчеты и проектирование, включая рабочее проектирование;

 

строительство объекта и его эксплуатация;

реконструкция объекта и вывод его из эксплуатации с последующейутилизацией.

 

 

 

 

Рис. 1. Стадии жизненного цикла объекта

 

 

Суть управления охраной окружающей среды и рационального ис­пользования природных ресурсов (экологического менеджмента) заключа­ется в создании адекватной системы экологического сопровождения на всех стадиях жизненного цикла хозяйствующего субъекта, обеспечиваю­щей выбор наиболее правильного, с точки зрения рационального исполь­зования природных ресурсов и минимизации воздействия на окружающую среду, решения.

Механизм экологического сопровождения хозяйственной деятельно­сти в тоже время является реальным инструментом для снятия существенного противоречия между экологическими интересами хозяйствующего субъекта и экологическими интересами общества.

Данный механизм выполняет следующие функции, представленные на рис.2:

техническую (внедрение безопасных технологических процессов и технологий с минимизацией использования природных ресурсов и воздей­ствий на окружающую среду);

коммерческую (создание реального рынка экологических услуг);

финансовую (привлечение капитала в экологическую сферу);

административно-организационную (регулирование природопо­льзования).