Функции
Глава 5. Критерии, методы и средства оценки воздействия 49
Раздел 2. Оценка воздействия на окружающую среду 32
Раздел 1. Система административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды 12
Глава 1. Система управления природопользованием и охраной окружающей среды 12
1.1.Цели, методы и формы управления природопользованием и охраной окружающей среды 12
1.2.Функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды 13
1.3.Инструменты государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды 16
Глава 2. Органы управления природопользованием и охраной окружающей среды 21
2.1.История формирования органов управления природопользованием и охраной окружающей среды в России 21
2.2.Министерство природных ресурсов России.................... 23
2.3.Задачи и функции в области природопользования и охраны окружающей среды Минсельхоза, Минздрава и соцразвития и МЧС 25
2.4. Задачи и функции в области природопользования и охраны окру
жающей среды федеральных служб....................................... 26
Глава 3. Экологическая оценка в инвестиционном цикле 28
3.1. Этапы инвестиционного и проектного циклов............ ......... 28
3.2. Стадии и участники подготовки и утверждения инвестиционного проекта 29
3.3. Экологическая оценка в предпроектной документации 31
3.4. Экологическая оценка в проектной документации....... 31
Глава 4.Основы оценки воздействия на окружающую среду 33
4.1.Международное сотрудничество и документация ОВОС.. 33
4.2. Содержание ОВОС......................................................... ......... 38
4.3. Нормативно-правовая база ОВОС.................................... 39
4.4. Предпроектные и проектные материалы........................... ........ 45
4.5. ОВОС по видам природных ресурсов иобъектов.............. 48
на окружающую среду.......................................................
5.1. Критерии оценки воздействия на окружающую среду.. ......... 49
5.2. Методы оценки воздействия на окружающую среду..... 53
5.3. Средства оценки воздействия на окружающую среду.... ... < 64
Раздел 3. Экологическая экспертиза............................ 74
Глава 6.Основы экологической экспертизы........................ ......... 74
6.1.Закон «Об экологической экспертизе».......................... ......... 74
6.2.Положение об экологической экспертизе..................... 78
6.3.Регламент экологической экспертизы........................... 79
Глава 7. Субъектно-объектные отношения в экологической
экспертизе........................................................................... 82
7.1. Субъекты и объекты экологической экспертизы........... 82
7.2. Экспертная комиссия, эксперт..................................... 84
7.3. Процедура и заключение экологической экспертизы.... 85
Глава 8. Методика и практика экологической экспертизы. 88
8.1.Экспертные оценки в экологической экспертизе.......... 88
8.2.Практика экологической экспертизы........................... 91
8.3.Развитие экологической экспертизы, перспективы и анализ 95
Раздел 4. Экологическое лицензирование и сертификация
Глава 9. Экологическое лицензирование........... ,................ ......... 100
9.1.Система экологического лицензирования..................... 100
9.2.Лицензии на право пользования природными ресурсами 102
9.3.Лицензирование экологически значимой деятельности. ......... 105
Глава 10. Экологическая сертификация.............................. ......... 107
10.1.Содержание экологической сертификации................. ......... 107
10.2.Система экологической сертификации....................... 109
Глава 11. Экологическая стандартизация............................ 112
11.1.Система стандартов в области охраны природы.......... 112
11.2.Международный стандарт ИСО 9000......................... .......... 114
11.3.Международные стандарт ИСО 14000........................ 116
11.4.Аттестация и аккредитация Лабораторий.................... 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................... 122
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ЕА - Environmental Assessment, что можно перевести как экологическая
оценка.
EIA - environmental impact assessment (дословно - оценка воздействия на
окружающую среду; иногда переводят как - экологическая экспертиза).
EIS - Environmental Impact Statement, заявления об оценке воздействия на
окружающую среду (ЗВОС).
NEPA - федеральный закон США о Национальной политике в области окружающей среды.
SEA - Strategic Environmental Assessment, что можно перевести как стра-
тегическая экологическая оценка.
АЭС - атомная электрическая станция.
ГЭЭ - государственная экологическая экспертиза.
ЗВОС - Заявление о воздействии на окружающую среду.
КХА - количественный химический анализ.
МНТС - Межведомственный научно-технический совет по комплексным проблемам охраны окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.
МПР - Министерство природных ресурсов.
МЧС - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуаци
ям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ. ^
НД - нормативный документ.
ОС - окружающая среда.
ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду.
ООС - охрана окружающей среды.
ОПС - окружающая природная среда.
ПДК - предельно допустимая концентрация.
ПНДФ - природоохранный нормативный документ федерального уровня.
РСЧС - дословно российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, это аббревиатура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ.
РФ - Российская Федерация.
СЭС - санитарно-эпидемиологическая служба.
ТЗ - техническое задание.
ТЭО - технико-экономическое обоснование.
ТЭЦ - тепловая электроцентраль.
ФЗ - федеральный закон.
ФС - федеральная служба.
ФСОЭС - федеральная система обязательной экологической еертификации.
ЦКП - Целевые комплексные программы.
ЭО - экологическая оценка.
ЭЭ - экологическая экспертиза.
ВВЕДЕНИЕ
Еще Петр I в своем указе писал: «Во время чищения кораблей и починке всякий сор должно вывозить, дабы на дно ничего не упало, а кто из своих то учинит сам, то ежели офицер — за всякую лопату сору первый раз лишается месяц жалования, за второй — полгода, а за третий будет оштрафован отнятием чина и записан в рядовые.
А рядовых за первый раз бить кошками один раз, за второй — по три дня, а третий—на несколько лет в каторжные работы».
То есть уже в те века понимали, что человек в процессе своей деятельности активно влияет на окружающую природную среду. Результатом этого является изменение природной среды и деградация естественных экосистем. В настоящее время экологические последствия человеческой деятельности вплотную поставили вопрос: «быть иль не быть человечеству?»
Осуществляемые в экономике России рыночные реформы и переход страны на модель устойчивого развития оказали влияние на все стороны деятельности общества, в том числе и на систему управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Принятые на рубеже 80-90-х годов XIX века важнейшие правовые акты в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов позволили законодательно оформить основы системы экологического сопровождения хозяйственной и иной деятельности в новых экономических отношениях.
Вместе с тем следует отметить, что действующая на сегодняшний день система управления качеством окружающей среды по прежнему сохраняет в себе признаки переходной модели. В ней продолжают сохраняться «остаточные» звенья прежней административно-хозяйственной системы, а новые, зачастую заимствованные из зарубежной практики, используются без должного опыта применения и критического осмысления. По-прежнему нет радикальной концепции экологизации хозяйственной деятельности, поэтому многие природоохранные программы и мероприятия носят разрозненный и несистемный характер.
Для правильного понимания проблемы управления качеством окружающей среды весьма полезным оказывается рассмотрение понятия «жизненного цикла хозяйствующего объекта». Действительно, независимо от направления отрасли народного хозяйства любые хозяйствующие субъекты последовательно проходят сходные стадии (рис.1):
научные изыскания и обоснования;
технико-экономические расчеты и проектирование, включая рабочее проектирование;
строительство объекта и его эксплуатация;
реконструкция объекта и вывод его из эксплуатации с последующейутилизацией.
Рис. 1. Стадии жизненного цикла объекта
Суть управления охраной окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (экологического менеджмента) заключается в создании адекватной системы экологического сопровождения на всех стадиях жизненного цикла хозяйствующего субъекта, обеспечивающей выбор наиболее правильного, с точки зрения рационального использования природных ресурсов и минимизации воздействия на окружающую среду, решения.
Механизм экологического сопровождения хозяйственной деятельности в тоже время является реальным инструментом для снятия существенного противоречия между экологическими интересами хозяйствующего субъекта и экологическими интересами общества.
Данный механизм выполняет следующие функции, представленные на рис.2:
техническую (внедрение безопасных технологических процессов и технологий с минимизацией использования природных ресурсов и воздействий на окружающую среду);
коммерческую (создание реального рынка экологических услуг);
финансовую (привлечение капитала в экологическую сферу);
административно-организационную (регулирование природопользования).