Международное сотрудничество в области экспертизы

К темам совместных проработок отнесены особенности и условия эк­спертизы линейно-протяженных сооружений, проходящих по территории нескольких государств (страны СНГ, Китай, Иран, Турция, страны Запад­ной Европы), приграничные объекты с высокой экологической опаснос­тью технологических процессов, а также строительство и реконструкция, финансируемые инвесторами ряда государств.

Перед странами СНГ стоит ряд совместных вопросов по Черному морю, рекам Днепри Урал. Сотрудничество экспертных органов стран СНГ носитхарактер взаимопомощи при проведении оценок тех или иных проектов.

Хорошей основой для движения вперед является и то, что в большинс­тве стран СНГ организационные принципы проведения государственной экспертизы проектов строительства, правовая основа их деятельности и нормативно-методологическая база практически идентичны. Систе­ма экспертных органов формировалась на единых требованиях. Все это обеспечивает необходимую сопряженность заключений в государствах Содружества.

Движению вперед способствовало образование в структуре Экономичес­кого союза стран СНГ Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности. В рамках последнего была образована Ко­миссия по межгосударственной экспертизе. Работа этих органов направ­лена на развитие интеграционных процессов в области социально-эконо­мического развития государств СНГ.

На заседании Президиума Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза 13 января 1999г. в Саратове принято Соглашение о межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный инте­рес для государств - участников Содружества Независимых Государств. Страна, на территории которой осуществляется проект строительства, самостоятельно принимает решение о проведении его межгосударствен­ной экспертизы, в том числе при письменном обращении другой стороны (сторон) о проведении такой экспертизы, кроме случаев, когда проведе­ние межгосударственной экспертизы предусмотрено международным до­говором, участником которого является сторона. При реализации проекта строительства на территориях сторон объект межгосударственной экспер­тизы определяется по взаимному согласованию.

В соответствии с утвержденным «Положением о Комиссии ...» меж­государственной экспертизе подлежат обоснования инвестиций, технико-экономические обоснования, проекты и задания на их разработку иные виды документов, связанные с проектированием и строительством следу­ющих объектов, затрагивающих интересы двух и более государств:

- линейно-протяженных объектов - сооружений, проходящих по терри­ториям двух и более сторон (трубопроводов, автомобильных и железных дорог, мостов, линий электропередач и др.);

- приграничных — сооружаемых на территории одной из сторон, рас­четная зона влияния которых на окружающую среду пересекает границы сопредельных государств (металлургических, химических, нефтехими­ческих предприятий, водохозяйственных, воздушного транспорта, радио­коммуникационных объектов и др.);

- совместных - сооружаемых на средства инвесторов двух и более сто­рон;

- объектов, сооружаемых на территории одной стороны на средства одной или нескольких других сторон.

8.Государственные услуги экспертизы в электронном виде

С целью исполнения распоряжения Правительства Российской Федера­ции от 7 октября 2009г. №1555-р «Об утверждении плана перехода на предос­тавление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительской власти» и в соот­ветствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-­2010)», ФГУ «Главгосэкспертиза России» разработала план мероприятий по переводу государственных услуг «Государственная экспертиза проектной документации» и «Государст­венная экспертиза инженерных изысканий» в электронный вид в части инте­рактивного взаимодействия с заявителем.

Указанные государственные услуги (функции) будут предоставляться в электронном виде с использованием интернет-портала. Подача заявлений на предоставление госу­дарственных услуг и исполнение государственных функций предполагается осуществлять в электронном виде через «личный кабинет» портала.

Для реализации данного проекта предусматривается поэтапное внедрение информационной системы в ФГУ «Главгосэкспертиза Рос­сии» и филиалах, позволяющей организовать интерактивное взаимодействие с заявителем при сдаче проектной документации и результатов инженерных изы­сканий на государственную экспертизу с ведением единой электронной базы данных.

Осуществление вышеназванных государственных услуг в ФГУ «Главгос­экспертиза России» в электронном виде позволит существенно сократить фи­нансовые затраты заявителя на изготовление проекта в бумажном виде его транспортировку и прочие командировочные расходы. Особенно важно, что заявитель сможет самостоятельно, дистанционно наблюдать за ходом проведе­ния государственной экспертизы.

В перспективе все документы, связанные с проведением государственной экспертизы проектной документа­ции и результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определе­ния сметной стоимости, планируется обрабатывать полностью в электронном виде (электронных копий документов) с использованием электронной цифровой подписи. Заявитель представляет документы с использованием съемных носителей и (или) через официальный интернет сайт уполномоченного органа или учреждения.

Документы, направляемые организациями по проведению государствен­ной экспертизы в адрес заявителя, также предполагается оформлять в элек­тронном виде.

В настоящий момент работает тестовая версия сайта портала услуг ФАУ «Главгосэкспертиза России» (http://demo.uslugi.gge.ru/), предназначенного для организации интерактивного взаимодействия с заявителем при представлении проектной документации и/или результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу, а также сметной документации на проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.

Через Портал можно подать предварительное заявление и направить необходимые материалы в электронном виде специалистам ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Вопросы для самоконтроля

1. Основные задачи и функции государственной экспертизы

2. Объекты капитального строительства, в отношении проектной документации которых государственная экспертиза не проводится