Роль государственной экспертизы

Повторное проведение государственной экспертизы

Оплата услуг по проведению государственной экспертизы производится независимо от результата государственной экспертизы.

Государственная экспертиза проектной документации осуществляется за счет средств заявителя.

В случае если документы на проведение повторной государственной экспертизы в отношении жилых объектов капитального строительства поданы в течение 14 дней после получения отрицательного заключения, плата за проведение повторной государственной экспертизы не взимается.

За проведение повторной государственной экспертизы взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы.

 

Повторная экспертиза проводится после устранения несоответствий, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы. Повторная экспертиза проводится неограниченное количество раз, осуществляется в общем порядке с учетом установленных обязанностей.

На повторную государственную экспертизу предоставляется тот же комплект документов, что и на первичную. Дополнительно предоставляется справка о корректирующих мероприятиях.

 

Социально-экономическое развитие России, как в предыдущие годы, так и в настоящее время, тесно связано с совершенствованием структу­рообразующих отраслей промышленности, которое базируется на внед­рении наукоемких и высоких технологий, проводимым одновременно с обновлением основных фондов.

Значительные резервы повышения эффективности капитального строительства должны быть заложены уже на стадии разработки проектно-сметной документации.

К сожалению, экономический и научно-технический уровни проектирования в стране пока еще повышаются медленно, отсюда зачастую в проектах появляются решения, не отвечающие современным требованиям, что ведет к появлению объектов-долгостроев и, в конечном счете, к вы­пуску неконкурентоспособной продукции.

В этих условиях существенно возрастает роль Главгосэкспертизы Рос­сии и ее филиалов, которые за счет совершенствования планировочных и конструктивных решений, уточнения сметных расчетов, а иногда и путем оказания заказчикам экспертно-консультационных услуг на ранних стадиях проектирования, начиная с замысла проекта, подготовки заданий на проектирование, выбора наиболее оптимальных решений и подбора квалифицированного проектировщика, добиваются необходимой конс­труктивной безопасности и эксплуатационной долговечности проектиру­емых объектов, а также снижения заявленной стоимости строительства на 10% - 15%.

Особенно возросла роль экспертизы после вступления в силу с 1 июля 2003 года Федерального закона «Об основах технического регулирования в Российской Федерации», который не учитывает в полной мере специфи­ки строительства и одновременно расширяет круг разработчиков регла­ментов, норм и стандартов.

Отмена по требованию Минюста России СНиПа 10.01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» и СНи­Па 11.01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утвержде­ния и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» привела к созданию временного правового вакуума в сфере организации проектно-изыскательских работ.

Упомянутым федеральным законом контроль за безопасностью строительной продукции предусмотрен только в сфере ее обращения и только путем проверки наличия документов, подтверждающих ее соответствие - деклараций, сертификатов и т.п. В российских условиях реализация в ближайшие годы подобной системы оценки конструктивной безопасности и эксплуатационной долговечности не будет способствовать снижению числа аварий, так как такие важнейшие свойства зданий и сооружений, как устойчивость и долговечность, не поддаются прямым испытаниям в лаборатории и на стройплощадке, а обеспечиваются комплексом косвенных показателей, жестким соблюдением технологии и, на первом этапе, комплексной экспертизе проектно-сметной документации.

Созданная к настоящему времени структура органов Главгосэксперти­зы России (см. рис.1) и призвана решать возникшие перед ней новые задачи.

Однако, анализ экспертной деятельности за несколько последних лет свидетельствует о том, что при все нарастающем объеме документации, поступающей на экспертизу, положение с качеством проектной продук­ции остается крайне неблагополучным.

Органами государственной экспертизы при рассмотрении проектной документации устанавливаются многочисленные недостатки, связанные с нарушением нормативных требований в области проектирования зданий и сооружений.

Участились случаи разработки документации, в которой допускаются ошибки и просчеты, связанные с конструктивной надежностью и эксплу­атационной безопасностью запроектированных объектов, которые могли привести к возникновению аварийных ситуаций.

Из общего объема рассматриваемой проектной документации более 40% составляют проекты строительства объектов производственного назначения.

Работа организаций государственной экспертизы осуществляется во взаимодействии с территориальными государственны­ми органами строительного комплекса, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами специализированной экспертизы, другими участниками инвестиционно-строительного процесса, что способствует повышению эффективности экспертной деятельности и оказывает пози­тивное влияние на решение вопросов проектной подготовки строительс­тва.