Роль государственной экспертизы
Повторное проведение государственной экспертизы
Оплата услуг по проведению государственной экспертизы производится независимо от результата государственной экспертизы.
Государственная экспертиза проектной документации осуществляется за счет средств заявителя.
В случае если документы на проведение повторной государственной экспертизы в отношении жилых объектов капитального строительства поданы в течение 14 дней после получения отрицательного заключения, плата за проведение повторной государственной экспертизы не взимается.
За проведение повторной государственной экспертизы взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы.
Повторная экспертиза проводится после устранения несоответствий, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы. Повторная экспертиза проводится неограниченное количество раз, осуществляется в общем порядке с учетом установленных обязанностей.
На повторную государственную экспертизу предоставляется тот же комплект документов, что и на первичную. Дополнительно предоставляется справка о корректирующих мероприятиях.
Социально-экономическое развитие России, как в предыдущие годы, так и в настоящее время, тесно связано с совершенствованием структурообразующих отраслей промышленности, которое базируется на внедрении наукоемких и высоких технологий, проводимым одновременно с обновлением основных фондов.
Значительные резервы повышения эффективности капитального строительства должны быть заложены уже на стадии разработки проектно-сметной документации.
К сожалению, экономический и научно-технический уровни проектирования в стране пока еще повышаются медленно, отсюда зачастую в проектах появляются решения, не отвечающие современным требованиям, что ведет к появлению объектов-долгостроев и, в конечном счете, к выпуску неконкурентоспособной продукции.
В этих условиях существенно возрастает роль Главгосэкспертизы России и ее филиалов, которые за счет совершенствования планировочных и конструктивных решений, уточнения сметных расчетов, а иногда и путем оказания заказчикам экспертно-консультационных услуг на ранних стадиях проектирования, начиная с замысла проекта, подготовки заданий на проектирование, выбора наиболее оптимальных решений и подбора квалифицированного проектировщика, добиваются необходимой конструктивной безопасности и эксплуатационной долговечности проектируемых объектов, а также снижения заявленной стоимости строительства на 10% - 15%.
Особенно возросла роль экспертизы после вступления в силу с 1 июля 2003 года Федерального закона «Об основах технического регулирования в Российской Федерации», который не учитывает в полной мере специфики строительства и одновременно расширяет круг разработчиков регламентов, норм и стандартов.
Отмена по требованию Минюста России СНиПа 10.01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» и СНиПа 11.01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» привела к созданию временного правового вакуума в сфере организации проектно-изыскательских работ.
Упомянутым федеральным законом контроль за безопасностью строительной продукции предусмотрен только в сфере ее обращения и только путем проверки наличия документов, подтверждающих ее соответствие - деклараций, сертификатов и т.п. В российских условиях реализация в ближайшие годы подобной системы оценки конструктивной безопасности и эксплуатационной долговечности не будет способствовать снижению числа аварий, так как такие важнейшие свойства зданий и сооружений, как устойчивость и долговечность, не поддаются прямым испытаниям в лаборатории и на стройплощадке, а обеспечиваются комплексом косвенных показателей, жестким соблюдением технологии и, на первом этапе, комплексной экспертизе проектно-сметной документации.
Созданная к настоящему времени структура органов Главгосэкспертизы России (см. рис.1) и призвана решать возникшие перед ней новые задачи.
Однако, анализ экспертной деятельности за несколько последних лет свидетельствует о том, что при все нарастающем объеме документации, поступающей на экспертизу, положение с качеством проектной продукции остается крайне неблагополучным.
Органами государственной экспертизы при рассмотрении проектной документации устанавливаются многочисленные недостатки, связанные с нарушением нормативных требований в области проектирования зданий и сооружений.
Участились случаи разработки документации, в которой допускаются ошибки и просчеты, связанные с конструктивной надежностью и эксплуатационной безопасностью запроектированных объектов, которые могли привести к возникновению аварийных ситуаций.
Из общего объема рассматриваемой проектной документации более 40% составляют проекты строительства объектов производственного назначения.
Работа организаций государственной экспертизы осуществляется во взаимодействии с территориальными государственными органами строительного комплекса, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами специализированной экспертизы, другими участниками инвестиционно-строительного процесса, что способствует повышению эффективности экспертной деятельности и оказывает позитивное влияние на решение вопросов проектной подготовки строительства.