Сущность и основные принципы государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Международное сотрудничество в области экспертизы

Роль государственной экспертизы

Плата за проведение государственной экспертизы

Проведение и результат государственной экспертизы

Основные вопросы, подлежащие оценке при экспертизе

Объекты государственной экспертизы

Сущность и основные принципы государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

Тема 2. Основные задачи и функции государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

8.Государственные услуги экспертизы в электронном виде

 

Экспертиза была и остается одним из эффективных инструментов государственного управления строительной и территориальной деятель­но, прежде всего, в деле оптимального использования природных, финансовых и трудовых ресурсов и, что особенно важно в постиндустриальном XXI веке, для формирования высококачественной и комфортной среды жизнедеятельности человека в России.

Государственная экспертиза – это важнейший фактор обеспечения безопасности возводимых объектов. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации государственная экспертиза проектной документации направлена на предотвращение создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям конструктивной и эксплуатационной надежности возводимых зданий и сооружений.

Также это одна из основных форм комплексной оценки качества научно-технической продукции для градостроительства и строительства, эффективности вложений инвести­ций во вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды.

Государственная экспертиза проектной документации организуется на принципах обязательности ее проведения в установленном порядке, незави­симости, научной обоснованности и объективности выводов, уче­та общественного мнения, ответственности за обоснованность экспертного заключения и рекомендаций и осуществляется путем анализа и комплексной оценки проектов и программ.

С 2007 года установлено следующее разграничение полномочий между Главгосэкспертизой и органами государственной экспертизы субъектов федерации.

При этом особо опасные, технически сложные, уникальные и некоторые другие, особо оговоренные в Градостроительном кодексе Российской Федерации объекты ниже, проходят проверку на федеральном уровне в Главгосэкспертизе России (Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») (http://www.gge.ru), все остальные - в органе экспертизы того субъекта федерации, на территории которого планируется строительство (ОГАУ «Управление государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и инженерных изысканий Орловской области» (Орелоблгосэкспертиза).

На федеральном уровне

ФАУ «Главгосэкспертиза России» уполномочено на проведение

государственной экспертизы проектной документации:

1) объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять:

- на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
- на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;
- в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- на континентальном шельфе Российской Федерации;
- во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;

2) объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;

3) автомобильных дорог федерального значения;

4) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения);

5) указанных в статье 48_1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов,

Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты

(введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 314-ФЗ)

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

8) метрополитены;

9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;

10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 324-ФЗ)

11) опасные производственные объекты, на которых:

а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно;

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ)

б) утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 04.12.2007 N 324-ФЗ;

в) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

г) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;

д) используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры.

2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;

5) наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.)

государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации вышеуказанных объектов,

проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.

ФАУ «Главгосэкспертиза России» осуществляет свою деятельность в пределах переданных полномочий и исключительно в рамках своей компетенции.

На уровне субъектов Российской Федерации органами их исполнительной власти проводится государственная экспертиза иных объектов, в отношении проектной документации которых необходимо проводить государственную экспертизу.

Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов.

Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия результатам инженерных изысканий и требованиям технических регламентов.

 

Организация по проведению государственной экспертизы обязана

- разъяснять бесплатно по запросам заинтересованных лиц порядок проведения государственной экспертизы;

- принимать меры по обеспечению сохранности документов, представленных для проведения государственной экспертизы, а также по неразглашению проектных решений и иной конфиденциальной информации, которая стала известна этой организации в связи с проведением государственной экспертизы.

Организация по проведению государственной экспертизы не вправе участвовать в осуществлении архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий.