Законодательная и нормативно-методологическая база экспертиз в строительстве

Проведение экспертиз на всех этапах инвестиционно-строительного процесса должно осуществляться в соответствии с требованиями Конституции РФ, указами и распоряжениями Президен­та РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, другими нормативно-правовыми актами, а также постановлениями, приказами и указани­ями субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Законодательная база экспертиз включает законы РФ, указы Прези­дента РФ, постановления Правительства РФ. Сюда также относятся меж­дународные соглашения, ратифицированные законодательной властью страны. Характер подзаконных документов носят отраслевые нормативы. Законодательная база экспертизы инвестиционных программ, обоснова­ний, градостроительной документации и проектов строительства, право­вые, экономические и организационные функции предопределяются ря­дом основных актов.

Градостроительным кодексом Российской Федерации (от 29.12.2004 №190-ФЗ) предусмотрена необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, и государственной экологической экспертизы проектной документации, за исключением предусмотренных данным документом объектов.

Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (от 25.02.1999г. №39-ФЗ) с дальнейшими дополнениями и изменениями - сформулированы тре­бования о государственной экспертизе инвестиционных проектов, как форме государственного регулирования инвестиционной деятельности, проведения политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие России. Этими актами предусматривается про­ведение экспертизы при создании предприятий с иностранными вложени­ями капитала, которая осуществляется в соответствии с действующим на территории РФ законодательством.

Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ»(от 17.11.1995г. N 169-ФЗ) регулиру­ет отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества.

Главгосэкспертиза России, организации государственной экспертизы в республиках в субъектах составляют систему экспер­тных органов Росстроя России. Главгосэкспертиза России осуществляет организационное и методическое руководство работой этих организаций, а также экспертных органов министерств и ведомств РФ.

Постановление Правительства РФ от 05 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» определяет органы, осущест­вляющие комплексную государственную экспертизу на федеральном и ре­гиональном уровнях, разграничивает их полномочия, предусмотратривает проведение экспертизы по принципу «одного окна».

Нормативно-методологическая база государственной экспертизы - совокупность законов, постановлений и других государственных актов, нормативных и методических документов, определяющих статус экспер­тных органов, экспертов, их компетенцию, порядок проведения и орга­низационные основы работы на федеральном уровне и на местах. Эти разработки регламентируют экспертизу, как сферу де­ятельности и как технологический процесс.

При проведении экспертиз проектной документации экспертные организации, как государственные так и негосударственные, оценивают соответствие предоставленной проектной документации требованиям нормативно-правовой базы процессов проектирования и строительства в РФ. Основополагающим документом, содержащим исчерпывающие требования к составу разделов проектной документации и их содержанию, является Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в соответствии с которым проектная документация должна отвечать ряду требований.

Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы устанавливаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. В 2007 году был издан Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 2 июля 2007 г. N 188 «О требованиях к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Руководящим началом при экспертизе является система нормативных документов в строительстве.

Система нормативных документов в строительстве представляет со­бой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетен­тными органами исполнительной власти и управления строительством для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и интересов потребителей, общества и государства.

В систему нормативных документов в строительстве входят:

Технические регламенты - Федеральные документы, устанавливаю­щие обязательные для применения и исполнения требований к объектам технического регулирования, в т.ч. для органов управления и надзора, организаций и объединений, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в проектировании и строительстве.

Строительные нормы и правила (СНиП) - Федеральный нормативный документ в области строительства. Строительные нормы и правила содер­жат основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества проектной и строительной продукции, общие требования к инженерным изысканиям, строительным конструкциям, системам инженерного оборудования, а также к надежнос­ти зданий и сооружений и их систем.

Строительные нормы и правила содержат требования для расчета ус­ловий эксплуатации - прочности при землетрясениях, обвалах, оползнях и пожарах, соблюдение санитарных, экологических и других норм.

Строительные нормы и правила (СНиП) носят характер документа, обязательного для исполнения.

Сюда же относятся Ведомственные строительные нормы (ВСН) и Отраслевые нормы технологического проектирования (ОНТП), а также территориальные строительные нормы (ТСН).

Территориальные строительные нормы (ТСН) - обязательные для данной территории строительные нормы и правила, принятые органом власти субъекта РФ.

Своды правил (СП) - нормативные документы, регламентирующие правила и процедуры осуществления различных видов строительной де­ятельности.

Государственные стандарты - документы, разработанные в целях доб­ровольного установления унифицированных требований к продукции.

Особое значение для проектирования имеют стандарты, связанные с созданием проектной документации, в первую очередь чертежей и специ­фикаций. Эти стандарты разработаны на основе: Системы Проектной До­кументации в строительстве (СПДС) и Единой Системы Конструкторской Документации (ЕСКД).

Законом «О защите прав потребителей» определены как обязательные для выполнения при проектировании и строительстве Санитарные правила и нормы (СанПиНы).

Территориальные органы МЧС России при участии в экспертизе проектной документации требуют при проведении проектных и строительных работ соблюдения положений СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства».

В данный момент в РФ формируется единая система строительных норм, правил и стандартов России, которая основана уже на общих методических и организационных принципах, отвечающих методам работы международных (ИСО, СЭН) и национальных организаций по стандартизации в технически развитых странах.

С 1 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ, который на основании статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основополагающим техническим регламентом, применяемым для проведения оценки проектной документации на предмет ее соответствия требованиям безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» соблюдение требований указанного Федерального закона обеспечивается в результате применения национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» целями его принятия являются защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений. Проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства не отнесена к целям принятия Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ.

Одновременно сообщается, что постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» от 05 марта 2007 года № 145 и утверждённым им Положением не предусматривается осуществление оценки соответствия сметной документации в рамках проведения государственной экспертизы проектной документации.

Исходя из необходимости постоянного совершенствования экспертной деятельности и обеспечения выполнения федеральных целевых программ, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приоритетными задачами остаются:

- реализация положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, других законодательных и нормативных правовых актов, а также решений Министерства регионального развития Российской Федерации в части выполнения возложенных полномочий по проведению государственной экспертизы;

- повышение эффективности и качества рассмотрения проектной документации, улучшение технико-экономических показателей и иных качественных характеристик запроектированных объектов путём углубленного экономического анализа проектных решений и усиления контроля за соблюдением нормативных требований.

Безусловно поставленные задачи могут быть достигнуты только в совокупности с решением вышеуказанных проблемных вопросов.

На всех этапах создания зданий (инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатация), а также при обследовании и мониторинге зданий и сооружений необходимо соблюдение требований Федерального закона РФ от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Национального стандарта РФ ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», вступившего в действие с 1 января 2011 года, и СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строитель­ных конструкций зданий и сооружений».

 

3. Проведение экспертиз по принципу «одного окна», компьютеризация и информационное обеспечение экспертной деятельности.

В целях упорядочения процедуры и сокращения сроков проведения государственной экспертизы, создания благоприятных условий деятельнос­ти для инвестора, с 1 января 2007 года введена единая государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой документации, заменившая санитарно-эпидемиологическую, государственную экологическую, государственную историко-культурную экспертизы, государственную экспертизу условий труда, государственную экспертизу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и экспертизу промышленной безопасности.

Мир развивается по пути широкого использования инфор­мационных технологий, опирающихся на компьютерную технику и средства связи. Внедрение современных средств в экспертную деятельность связано с переходом к широкому использованию персональных компьютеров, программных средств и появлением возможности их объединения в локальные сети; развитием мо­демной техники, обеспечивающей возможность теледоступа к централизованным отраслевым и межотраслевым, государствен­ным и коммерческим банкам данных.

Главгосэкспертизой России с привлечением специалистов научных и проектных организаций был выполнен цикл соответ­ствующих работ. Выработана концепция совершенствования ин­формационного обеспечения и компьютеризации экспертизы, ко­торая была одобрена на Экспертном совете и принята для реали­зации.

Главк, по сути, стал информационно-методическим цен­тром системы и вобрал в себя широкий спектр информации, не­обходимой как при разработке, так и при экспертизе градострои­тельной документации и проектов строительства.

Банки данных непрерывно попол­няются, осуществляется связь и обмен материалами с системой специализированных информационных центров.

В Федеральном агентст­ве правительственной связи и информации (ФАПСИ) сосредото­чено значительное количество банков данных (системы «Право», «Гарант», «Экостат» и др.).

В основу концепции совершенствования информационного дела органов государственной экспертизы положена точка зрения о том, что система информационного обеспечения должна быть такой, чтобы документы или материалы Главгосэкспертизы Рос­сии, ее территориальных органов, министерств и ведомств, Пре­зидента, Правительства России, международные базы данных были доступны и могли быть использованы в работе с минималь­ными затратами времени.

Исходя из этих предложений, были определены направле­ния совершенствования системы информационного обеспечения органов государственной экспертизы:

• отказ от используемой в настоящее время системы связи (почты) и переход на современные системы связи - телекомму­никационные компьютерные сети;

• расширение состава документов, получаемых Главгосэкспертизой;

• расширение состава документов, доводимых до террито­риальных и ведомственных органов экспертизы;

• организация работы с удаленными базами данных, рас­ширение состава используемых баз данных;

• создание при Главгосэкспертизе специального Информа­ционного центра;

В качестве тематических рубрик выступают ряд систем: «Право», «Гарант», «Экостат» и др.

Вопросы для самоконтроля

1. С какой целью проводятся экспертизы в строительной области?

2. Объекты и субъекты экспертизы

3. Что такое экспертиза инвестиционного процесса?

4. В чем отличие экспертизы от инспектирования относительно временного аспекта?

5. Назначение системы государственной экспертизы проектов

6. История развития государственной экспертизы

7. Нормативно-правовая база проведения экспертиз инвестиционно-строительных процессов

8. В чем заключается принцип «одного окна» при проведении экспертизы?