История развития государственной экспертизы проектов

Экспертиза в строительстве имеет многовековую мировую историю, в том числе и в России. По мере развития строительного дела и наращи­вания объемов строительства жилых, гражданских и промышленных зда­ний и сооружений возрастала потребность государственного контроля и надзора за этой деятельностью.

Наиболее серьезное отношение к экспертизе стало уделяться в эпоху Петра I, который в своем Указе четко изложил задачи и смысл государственного надзора за строительством: «Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зряшно не разорять и Отечеству ущерба не чинить. Кто станет абы как ляпать, того чина лишу и кну­том драть велю».

Создание экспертных и контрольно-надзорных органов в России на­чалось в период интенсивного строительства г.Санкт-Петербурга, гид­ротехнических сооружений, верфей и доков для судостроения, заводов и фабрик.

Первыми государственными учреждениями такого рода были:

- Канцелярия Городовых дел (Указ Петра I от 1706 года)

- Канцелярия от строения (Указ Петра I от 11 февраля 1721 года).

Основные функции: надзор за постройками в городах и селах. Обсуждение проектов.

Впоследствии, уже в годы правления Александра I- в соответствии с его манифестом от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении Министерств», управление и контроль за строительством, включая все надзор­ные функции, был возложен на Министра внутренних дел, для чего вско­ре был учрежден строительный комитет при Департаменте Внутренних Дел, а 24 февраля 1803 года были утверждены «Правила о порядке, коим дела сего рода должны быть производимы».

По итогам четырех лет работы Министр Внутренних Дел в Докладе Александру I представил предложения об учреждении Особенного строительного комитета.

В последующие годы с накоплением опыта решения многообразных строительных проблем, тематика которых с ростом объемов и разнообра­зия видов сооружений становилась все более разносторонней, соответс­твенно возрастала потребность в создании необходимого органа управле­ния строительной отраслью.

В России это создание Техническо-Строительного Комитета при МВД 1865 года решением Государственного Совета от 6 апреля. Помимо общих функций управления строительной отраслью, на Комитет были возложе­ны и экспертные функции.

В последние десятилетия XIX века управление строительством было передано в ведение городских управ (земств). С одной стороны, это вы­звало оживление инвестиционной деятельности, так как вопросы взаи­моотношений между заказчиком и подрядчиком стали решаться гораздо оперативней, но, с другой стороны, постоянно возникали проблемы с кон­тролем качества проектов, строительства и расходованием средств. Экс­пертные органы в этот период играли неосновную роль, надзирая только за соблюдением строительного законодательства, не вмешиваясь в саму сферу строительного производства. Это в равной степени относилось и к производству строительных материалов. Единственной областью, где осуществлялся государственный надзор за качеством проектирования и строительства, была сфера государственного строительства: строительс­тво железных дорог и путевых сооружений, военных и казенных объектов и т.п.

После революции 1917 года начался медленный рост объемов строи­тельства и вместе с ним формирование контрольно-надзорных и эксперт­ных органов в стране.

Краткая хронология их создания приведена ниже.

ВСНХ РСФСР - Подотдел общеполезных государственных соору­жений: (распоряжение СНК от 5.12.1917 года).

Основные функции: контроль и руководство строительной отраслью (включая надзорно-экспертные функции).

ВСНХ РСФСР - Комитет государственных сооружений (Комгосоор):

(распоряжение СНК от 9.05.1918 года).

Основные функции: разработка государственного плана строительства, рассмотрение всех проектов, поступающих в ВСНХ и наркоматы.

Начиная с создания ДнепроГЭСа (1926 год), Магнитки, тракторных и автомобильных заводов и др., наряду с использованием иностранных консультантов, в России уже активно функционируют экспертные комиссии (советы), которые всесторонне рассматривают проекты и дают заключение. Однако в период 1920 - 1930 гг. экспертиза носила узковедомственный (по происхождению) характер. Например, экспертизу проекта ДнепроГЭСа проводил Электротехнический Совет при Главэлектро В.С.Н.Х., то есть работа экспертов (и привлекаемых консультантов) была привязана к конкретной тематике Главков В.С.Н.Х.

И только в начале 30-х годов, с зарождением проекта строительства первого метро в СССР (при отсутствии практического опыта в метростроении) возникла необходимость организации комплексной экспертизы всего проекта с привлечением соответствующих экспертных комитетов Германии, Франции и Великобритании. Это позволило изучить и :проанализировать все недоработки в процессе эксплуатации зарубежного метрополитена (в Берлине, Париже, Лондоне и др.), учесть все инновационные достижения, использованные по мере их реконструкции и расширения, и сформулировать четкие предложения по методологии качества представленной проектной документации, исходя из особенностей юрских грунтов московского подземного пространства, размещения населения на территории и транспортных проблем г. Москвы.

Утверждение Правительством окончательного сводного заключения по двухвариантной схеме прокладки линий метрополитена в г. Москве с учетом предложений зарубежных экспертов вывело советскую экспертизу на европейский уровень.

Принятый впервые состав советской экспертной комиссии в виде многоотраслевого органа (проблематика: геология, гидрология, горнотоннельная, строительная, электротехническая, транспортная, экономическая и др.) с привлечением ведущих ученых и специалистов страны с тех пор стал эталоном структуры экспертных комиссий (органов).

После многочисленных структурных преобразований при Госстрое РФ было образовано в 1993 г. Главное управление государственной вневедомственной экспертизы - Главгосэкспертиза России (в 2004 г. Госстрой РФ преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству). В 2003 г. началось образование обособленных подразделений (филиалов Главгосэкспертизы России в субъектах Российской Федерации.

С 1 января 2007 года, в соответствии с изменениями к Градостроительному кодексу РФ, согласно которых не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации за исключением государственной экспертизы проектной документации, в России начала свою работу единая государственная экспертиза проектной документации. Она заменила собой многосложную и многоступенчатую систему специализированных экспертиз, работавшую в нашей стране несколько десятков лет и вызывавшую многочисленные нарекания со стороны застройщиков. Теперь анализом проекта занимается только один орган. Он дает всестороннюю экспертную оценку проектной документации, включая сметы, и результатов инженерных изысканий.