Проверка ККТ
Если фирма или индивидуальный предприниматель принимает наличные деньги, они должны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ).
Не применять ККТ могут предприятия:
• оформляющие прием денег на бланках строгой отчетности (например, почтовые отделения, авиационные компании и т. д.);
• Организации и индивидуальные предприниматели осуществляющие следующие виды деятельности:
продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках;
продажи ценных бумаг;
продажи лотерейных билетов;
продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли;
мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков;
продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции;
торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы;
продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
В первую очередь налоговые инспекции проверяют фирмы (предпринимателей):
• на которые поступают сигналы из милиции, торговой инспекции о нарушении правил применения ККТ;
• которые уже нарушали правила применения ККТ;
• которые должны применять ККТ, однако не зарегистрировали машины в налоговой инспекции;
• которых не проверялись в течение последних 1,5–2 лет.
Во вторую очередь проверяют фирмы (предпринимателей), у которых ранее были выявлены нарушения порядка применения ККТ и им был дан определенный срок для их устранения.
Порядок проведения проверки.В проверке участвуют не менее двух налоговых инспекторов. Помимо плановых (обычных) проверок налоговые органы челночные, перекрестные и рейдовые проверки. Одну торговую точку инспекторы могут проверить несколько раз в течение дня, иначе говоря, провести челночную проверку.
К перекрестным проверкам инспекторы прибегают, когда их начинают узнавать в лицо. Чтобы добавить проверке внезапности, одна инспекция проводит проверку на территории другой, и наоборот.
Рейдовые проверки – самые масштабные. Они проводятся совместно с милицией и Роспотребнадзором. Проверяют торговые точки определенного профиля, например магазины, торгующие алкоголем.
До того как прийти с проверкой, инспекторы собирают как можно больше чеков. Это нужно, чтобы потом проверить, присутствуют ли суммы, указанные на них, в фискальной памяти и на контрольной ленте ККТ.
На первом этапе проверки инспекторы наблюдают, как работает кассир, всегда ли пробивает чеки. С согласия покупателей контролеры скрытно просматривают выданные им чеки и выясняют, есть ли на них обязательные реквизиты, а также четко ли они пропечатаны. При необходимости инспекторы могут взять у покупателя свидетельские показания.
Налоговый инспектор не имеет права проводить контрольную закупку. Сотрудники Роспотребнадзора также лишены этого права. А милиционеры могут провести контрольную закупку только в ходе оперативно-розыскных мероприятий, к которым участие в проверке фирмы не относится.
Перед проверкой инспекторы обязаны предъявить свои удостоверения и поручение на проверку. Затем инспекторы проверяют сам кассовый аппарат. В первую очередь проводят внешний осмотр: не нарушены ли пломбы центра технического обслуживания (ЦТО), как работает табло, пропечатываются ли на чеках все необходимые реквизиты.
Если у инспектора есть подозрения, что у ККТ что-то не в порядке с фискальной памятью, они могут отправить ее на экспертизу в ЦТО. Он дает окончательное заключение о том, была ли изменена фискальная память. Если ЦТО подтверждает, что вы применили устройства корректировки фискальной памяти, материалы проверки передаются в полицию. Где возбуждается уголовное дело по статье 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации» УК РФ. По этой статье могут как просто оштрафовать, так и осудить до пяти лет.
После внешнего осмотра контрольно-кассовой техники инспекторы проверяют внутренние контрольные ленты (особенно внимательно смотрят в местах обрыва – ищут нестыковки в датах), распечатывают данные фискальной памяти (Z-отчеты), смотрят журнал кассира-операциониста, кассовую книгу.
Если данные Z-отчетов не совпадают с данными кассовой книги, налоговики могут оштрафовать вас за неоприходование денег в кассу.
Данные контрольной ленты и фискальной памяти налоговики сравнивают с суммой денег в кассовом ящике. Причем перед пересчетом наличности инспектор должен взять у кассира расписку в том, что кассир представил все квитанции приходных ордеров о сданной выручке и в кассе нет его личных денег. Отказ в даче такой расписки никакой ответственности не предусматривает.
Затем инспекторы сверят показания на контрольной ленте с кассовой выручкой. Для этого они пробьют контрольный чек, то есть снимут показания Х-отчета. Разница между суммой контрольного чека в момент проверки и суммой на начало рабочей смены (по записи в книге кассира-операциониста) – это выручка, которую получила фирма в день проверки, применяя ККТ.
Сумма в кассовом ящике должна совпадать с данными контрольной ленты и Х-отчета. После снятия показаний Х- и Z-отчетов и проверки суммы в кассовом ящике инспекторы делают запись в книге кассира-операциониста. Эта запись скрепляется подписями инспектора, кассира и руководителя фирмы (или его представителя).
Излишек наличных денег в кассовом ящике может быть расценен налоговиками как неприменение ККТ (кассир не пробивает чеки). Если данные кассовых документов не совпадают с данными бухгалтерского учета (например, с данными Главной книги), инспектор может оштрафовать фирму по статьям Налогового кодекса РФ:
• за грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ);
• за неуплату или неполную уплату налога (ст. 122 НК РФ).
Ответственность за неприменение ККТ установлена в Кодексе об административных правонарушениях. «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей; на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей».
Ответственность в этой статье установлена за неприменение контрольно-кассовой техники (ККТ). Однако штрафы накладываются даже на организации, которые работают с ККТ, если:
• фирма применяет ККМ, не зарегистрированную в налоговой инспекции;
• предприятие использует ККМ, которая не включена в государственный реестр. Если кассовый аппарат исключили из реестра, то фирма может на нем работать, пока не истечет нормативный срок амортизации аппарата;
• фирма применяет ККМ без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
• организация использует кассовую машину, у которой отсутствует пломба либо заметно, что пломба повреждена;
• кассир пробивает чек на меньшую сумму, чем ему заплатил покупатель.
Если же ККТ неисправна, то оштрафовать налоговые органы не вправе. Под неисправной налоговики понимают кассовую машину, которая:
• не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает необходимые реквизиты на чеке или на контрольной ленте;
• не выполняет предусмотренные техническими требованиями операции или выполняет их с ошибками.
Если наличные были приняты в обход ККМ и не оприходованы в кассу, налоговики могут оштрафовать фирму или предпринимателя только по одному из двух оснований: неиспользование ККТ или неоприходование наличных денежных средств.
Пример: Администратор салона-парикмахерской приняла за стрижку 120 руб. наличными и не выдала клиенту бланк строгой отчетности. За это нарушение налоговики оштрафовали владельца салона – предпринимателя Кирьянову как за неприменение ККМ.
Кроме того, инспекция оштрафовала Кирьянову за неоприходование выручки в сумме 120 руб.
Суд признал второе решение налоговиков недействительным, поскольку никто не может нести ответственность дважды за одно и то же нарушение (ст. 4.1 КоАП РФ) (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2002 г. № А33-12984/ 01-С3-Ф02-208/02-С1).
Если фирма или предприниматель вместо ККМ используют другие средства кассовой техники (например, электронно-вычислительные машины, программно-вычислительные машины, программно-технические комплексы), то привлечь их к ответственности за неприменение ККМ налоговые инспекторы не вправе.
Оформление результатов проверки.Обнаружив нарушения, инспекторы должны составить протокол, без которого суд признает результаты проверки недействительными. В протоколе перечисляются найденные нарушения с кратким описанием обстоятельств проверки и доказательствами. Ими могут служить чеки, свидетельские показания и объяснения нарушителей.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствовавшими при проверке.
Налоговые инспекторы обязаны вручить проверяемому копию протокола под расписку.
В течение суток с момента составления протокола инспекторы передают его своему руководителю. Руководитель в 15-дневный срок решает, налагать ли штраф, и если да, то какой.