Сущность, функции контроля и диагностики обученности

Контроль, проверка и оценка результатов, достижений учащихся является существенным компонентом процесса обучения.

Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащихся, который должен соответствовать уровню образовательного стандарта, которые разработаны для каждой ступени изучения предмета.

В настоящее время часто используется термин «диагностирование обученности».

Проверка ЗУН < дидактическое диагностирование (Д.Д.)

Цель Д.Д. : своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса.

Д.Д. включает в себя:

- контроль

- проверку

- оценивание

- накопление статистических данных

- выявление динамики, тенденции

- прогнозирование дальнейшего развития.

Контроль и оценка ЗУН являются необходимым компонентом диагностического диагностирования.

Структура учебного процесса можно изобразить следующим образом, где

1-отражает цель обучения,

2 – отбираемый для реализации цели содержание образования,

3-методы и формы обучения,

4 – деятельность учителя, 5-деятельность ученика,

6-результат.

 
 

 

 


1.2. Функции контроля и оценки

1. Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню ЗУН, достигнутым учащимися, в соответствии их установленным эталонам - государственным образовательным стандартам.

2. Образовательная функция определяет результат

· сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным,

· качество усвоения учебного материала: полнота, осознанность знаний, умение применять полученные знания,

· устанавливается динамика успеваемости,

· позволяет выявить проблемы, пробелы в ЗУН.

3. Воспитательная функция выражается в формировании положительных мотивов учения, готовности к самоконтролю, преодолению заниженной (завышенной ) самооценки, тревожности. Воспитывается трудолюбие, прилежание.

4. Развивающая функция - развитие основных мыслительных операций.

5. Эмоциональная функция. Любой вид оценки создает определенный эмоциональный фон, вызывает соответствующую реакцию учащихся. Оценка может вдохновить, но может и огорчить, записать в «отстающие», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со сверстниками, учителями.

Учитель должен радоваться успехам, выражать уверенность в улучшении результатов - ситуация успеха и эмоциональное благополучие! Пример: В.А.Сухомлинский: взмах руки учителя вниз - «садись».

6.Информационная функция - основы диагноза, планирования и прогнозирования; возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить пути улучшения образовательного процесса.

7. Функция управления важна для развитии самоконтроля учащихся, их умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность. Учителю помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так», что нужно сделать, чтобы осуществить корректировку образовательного процесса - контрольно-коррекционная функция), таким образом устанавливается обратная связь между педагогам и учащимися.

Итак, контроль, проверка выполняют следующие функции:

• Социальная;

• Образовательная;

• Воспитательная;

• Развивающая;

• Эмоциональная;

• Информационная;

• Функция управления;

2. Виды контроля результатов обучения (по месту контроля в процессе обучения)

1. Предварительный учет знаний - до начала изучения предмета, темы; выявляется исходный уровень знаний (муз. подготовка учащегося, новый учитель, новый ученик ).

2. Текущий контроль - оперативная, гибкая и динамичная проверка результатов обучения; систематическая проверка усвоения ЗУН на каждом уроке.

3. Тематический контроль - проверка усвоения программного материала по теме. Эффективен при сочетании с другими видами и методами диагностирования.

4. Периодический (рубежный) контроль - осуществляетсяпосле изучения раздела или нескольких тем; осуществляется систематизация и обобщение знаний (зачет).

5. Итоговый контроль – определяет конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему ЗУН по предмету, за определенный промежуток учебного времени (накануне перевода в следующий класс), проводятся контрольные работы (4 раза в год), смотрятся переводные отметки.

6. Заключительный контроль - за весь период обучения, выпускные экзамены. (не во всех учебниках встречается).

7. Отсроченный контроль- контроль остаточных знаний и умений спустя какое-0то время после изучения темы, раздела, курса. Этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более

Таким образом, мы определили 7 видов контроля:

· предварительный;

· текущий;

· тематический;

· периодический;

· итоговый;

· заключительный;

· отсроченный;

 

3. Формы и методы проверки и контроля.(по характеру получения информации)

Какие формы проверки вам известны?

Формы проверки и контроля:

• Индивидуальный;

• Групповой;

• Фронтальный;

Методы и приемы:

1. устный контроль;

2. письменный;

3. практический;

4. лабораторный;

5. дидактические тесты;

6. комбинированный (уплотненный);

7. наблюдение;

8. самоконтроль;

9. машинный (компьютерный)

- Рассмотрим приемы проведения некоторых форм и методов контроля и проверки.

1. Устный контрольможет быть:

- беглый (без отметок);

- фронтальный:

- собеседование;

- индивидуальный;

- зачет или устный экзамен:

- по карточкам (время на подготовку);

2 Письменный контроль - экономичен, эффективен. Может быть:

- общая письменная работа (всем одинаковое задание);

- по вариантам;

- программированный опрос;

- перфокарты,

- диктант, сочинение, изложение, реферат;

-упражнения

3.Практический контроль

- практические работы;

- лабораторные работы;

- решения задач, кроссвордов, викторина;

- -деловая игра;

- изготовление изделий, моделей, чертежей;

- рисунки;

- графические работы, таблицы, опорные схемы;

4. Тесты - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.

Достоинствами теста является объективность, независимость от учителя. Бывают тесты, в которых надо заполнить промежуток в тексте или выбрать один из вариантов ответа.

5.Комбинированный (уплотненный)- контроль за небольшой отрезок времени опрошено большее количество учащихся. От педагога требуется четкая организация, распределение внимания.

6. Наблюдение за повседневной работойучащихся Накопление достаточного материала наблюдений позволяет учителю определить индивидуальные особенности учащихся, учитывать их в работе, объективно проверять и оценивать знания учащихся.

В школьной практике применяются различные формы и методы контроля, чаще всего в сочетании. Но какими бы не пользовались учителя, они должны опираться на основные принципы организации контроля:

· Гуманизация и демократизация форм контроля;

· Адекватность, то есть соответствие тому; что проверяется;

· Соответствие получения результатов контроля норме;