Слабоалкогольные напитки
Учебный вопрос. Понятие, классификация напитков. Пиво.
Введение
Вкусовые товары — группа пищевых продуктов, основными компонентами которых являются вкусовые вещества, оказывающие специфическое воздействие на пищеварительную и нервную системы. К вкусовым веществам относят этиловый спирт, органические кислоты, алкалоиды, эфирные масла, минеральные и органические соли.
Данная тема лекции актуальна тем, что в группе вкусовых товаров присутствует много продукции из других стран: кофе (Бразилия, Индия), чай, алкогольная и безалкогольная продукция, большинство пряностей (выращиваются в Китае, Индии, Индонезии и др. странах), табачные изделия – эта продукция должна по качеству удовлетворять российским государственным стандартам.
Также следует отметить, что и отечественные производители не всегда придерживаются в процессе производства, хранения, транспортирования установленных нормативно-технических документов. В результат этого – на рынок попадает некачественная продукция.
Целью моей лекции является выявление основных классификационных признаков вкусовых товаров; изучение процесса производства, упаковки (розлива), маркировки, хранения и транспортировки слабоалкогольной продукции, в частности пива.
Я намерен рассмотреть такие вопросы как: классификация пива; его ассортиментная характеристика; экспертиза пива и др.
Безалкогольные напитки — это напитки с объемной долей этилового спирта не более 0,5 %, а для напитков брожения и на спиртосодержащем сырье — не более 1,2 %, на основе питьевой или минеральной воды с общей минерализацией не более 1,0 г/дм3. Напиток может быть, но необязательно подслащен, подкислен, газирован, может содержать, но необязательно плоды и ягоды, соки, растительное сырье, молочные продукты, продукты пчеловодства, соли, пищевые добавки, биологически активные добавки и другие ингредиенты, использование которых допускается нормативными правовыми актами Российской Фс дерации.
К безалкогольным напиткам относят:
· сиропы,
· экстракты,
· концентраты (жидкие и сухие порошкообразные), предназначенные для изготовления напитков в промышленных или домашних условиях,
· напитки, готовые к употреблению:
- соки,
- квасы,
- квасные напитки,
- воды: питьевая, минеральная и т. п.
Изготавливают сиропы, экстракты, концентраты на основе натурального сырья (плодово-ягодных соков, морсов, экстрактов и настоев пряноароматических растений, пивного или квасного сусла и др.) и/или на основе различных пищевых добавок (ароматизаторов, красителей, пищевых кислот, стабилизаторов и др.).
Количественная идентификация заключается в установлении номинальной вместимости тары, полноты налива и достоверности информации о количественных характеристиках. В зависимости от вида тары (банки, бутылки) и ее номинальной вместимости допустимые отклонения по объему могут составлять ±2—3 %.
Как правило, фальсификация сиропов, экстрактов и концентратовимеет технологический характер и осуществляется путем разбавления, а также полной или частичной замены натуральных ингредиентов на эссенции, подсластители, красители и другие добавки.
Основным способом количественной фальсификации является недолив.
Безалкогольные напитки, готовые к употреблению, в зависимости от используемого сырья, технологии изготовления и назначения подразделяют на соки плодово-ягодные и овощные, сокосо-держащие напитки, напитки на зерновом, пряноароматическом растительном сырье, на ароматизаторах, напитки брожения, напитки специального назначения, столовые воды.
Основными видами фальсификации безалкогольных напитков являются ассортиментная и квалиметрическая.
При ассортиментной фальсификации предоставляется недостоверная информация о групповой принадлежности напитка: за соки выдаются нектары и сокосодержашие напитки; за сокосодержашие напитки, напитки на зерновом или пряноароматическом сырье — напитки на ароматизаторах; за квас — квасные напитки или газированные напитки на ароматизаторах.
Встречаются также случаи выпуска контрафактной продукции. От контрафакта особенно часто страдают различные бренды компании «Кока-Кола» («Coca-Cola», «Sprite», «Fanta», «BonAqua», «Schweppes», «Фруктайм»).
Способы квалиметрической и количественной фальсификации такие же, как у сиропов, экстрактов, концентратов.
Присваивание напиткам наименований, вводящих потребителей в заблуждение относительно их природы, состава и происхождения, является основным способом информационной фальсификации. Часто в наименования напитков включают названия продуктов, которые не входят в их состав. Для усиления ассоциативного эффекта восприятия на этикетке приводят изображения этих продуктов (свежих плодов, ягод, пря-ноароматических растений и др.).
Другим способом информационной фальсификации является приписывание напиткам особых свойств (оздоравливаюших, лечебных и др.), которыми он не обладает («Диетический», «Витаминизированный», «Диабетический» и т. д.). Подобная информация допускается только при наличии у изготовителя ее документального подтверждения.
Минеральные воды — это природные подземные воды, характеризующиеся постоянством химического состава. В зависимости от степени минерализации и назначения они могут быть отнесены к одному из следующих видов:
· минеральные питьевые (столовые),
· лечебно-столовые,
· лечебные.
По химическому составу минеральные воды подразделяют на 52 группы, имеющие внутреннюю классификацию на типы по наиболее значимым источникам минерализации (гидрокарбонатные, хлоридные, сульфатные и др.).
Идентификацию минеральной воды начинают с изучения информации, приведенной на этикетке. Она обязательно должна включать наименование воды, ее тип (газированная, негазированная), наименование группы, номера скважины или название источника, по которым можно определить се происхождение. Причем наименование воды и источника должны соответствовать Реестру месторождений, утвержденному Министерством природных ресурсов, в котором четко прописано, какая вода добывается и из какого источника.
В соответствии с действующим стандартом на воды минеральные питьевые, лечебные и лечебно-столовые на этикетках рядом с названием обязательно должно присутствовать слово «питьевая». Должно быть также указано назначение воды (столовая, лечебная, лечебно-столовая) и ее химический состав. Эта информация лежит в основе проведения ассортиментной идентификации.
При ассортиментной идентификации определяют характерные органолептические и физико-химические свойства минеральной воды с целью установления ее соответствия заявленному наименованию (виду, группе, типу).
Существенными органолептическими признаками минеральной воды являются прозрачность, бесцветность (допускаются желтоватые или зеленоватые оттенки), отсутствие или наличие незначительного осадка минеральных солей, насыщенность диоксидом углерода, вкус и запах, характерные для комплекса растворенных в воде веществ. Однако почти все эти признаки могут быть применены и к столовым водам, которые ранее называли искусственно-минерализованными.
Столовые воды могут содержать минеральные соли, добавленные специально, и соответственно имеют более низкую биологическую ценность по сравнению с минеральными водами, у которых баланс минеральных веществ определяется природным происхождением.
Фальсификация минеральных вод в настоящее время имеет большие масштабы на российском потребительском рынке. Главный государственный врач РФ в мае 2006 г. наложил запрет на реализацию грузинских минерльных вод («Боржоми», «На-беглали» и др.) на российском рынке, учитывая большие объемы их фальсификации.
Наиболее распространенным видом является ассортиментная фальсификация, а основной ее способ — предоставление недостоверной информации о природе и происхождении воды: за минеральную питьевую воду выдается столовая вода или обычная питьевая, в которую добавляют неконтролируемое количество солей и искусственно насыщают диоксидом углерода.
Менее грубым способом фальсификации является недостоверное указание источника. Этот способ фальсификации в настоящее время также носит массовый характер. Наиболее ярким примером являются обнаруженные в продаже специалистами Роспотребнадзора минеральные питьевые воды «Ариана Кармадон», «Ессентуки № 20» и «Ессентуки № 7 — новая».
Вода «Ариана Кармадон» не является водой, добываемой на Кармадонском месторождении, поскольку после схода ледника Колка в 2002 г. такого источника просто не существует. Находящаяся в бутылке вода получена из скважины Коринского месторождения. Эта информация указана на контрэтикетке и мелким шрифтом. Даже несмотря на то что по составу эта вода близка к кармадонской, производитель не имел права использовать название несуществующей скважины.
Также давно не существует и источника № 20, где добывалась вода «Ессентуки № 20». Содержимое бутылки представляет, по данным экспертов, смесь воды из двух скважин, не имеющих ничего общего с названным месторождением. Вода «Ессентуки № 7 — новая» не входит в Реестр месторождений. Участок, на котором находится скважина, указанная на этикетке, не относится к Ессентукскому месторождению, а запасы этих источников не утверждены государственными органами.
В приведенных примерах недостоверное указание наименования воды, в основу которого заложено ее место происхождения, вводит потребителей в заблуждение. Фальсифицированная минеральная вода не только наносит моральный и материальный ущерб потребителям, но может представлять серьезную опасность для жизни и здоровья граждан в случае использования в качестве заменителя воды, не прошедшей санитарно-эпидемиологический контроль.
К слабоалкогольным относят готовые напитки с объемной долей этилового спирта от 1,2 до 9 %. Типичными представителями этой группы напитков являются:
· пиво,
· напиток «Медовуха»,
· слабоалкогольные коктейли,
· слабоалкогольные напитки специального назначения.
Пиво
Пиво — это слабоалкогольный, насыщенный двуокисью углерода пенистый напиток, получаемый путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами.