Вопросы

Лекция 6 Зарубежный опыт социально-педагогической работы

1. Теоретические подходы к решению социальных проблем в современном обществе.

2. Зарубежные модели социальной поддержки населения и социально-педагогической работы.

3. Особенности социально-педагогической работы в европейских странах и США.

1. Современный этап развития социальной работы и социальной педагогики в нашей стране ставит перед обществом следующие вопросы: «Возможно ли применение опыта стран Запада для отечественной строительства системы социальной защиты населения?», «Если возможно, то социальную модель, какой страны брать как базовую и в каких пределах ее использовать», «Какие факторы ограничивают возможности применения такого опыта?». Чтобы ответить на эти вопросы необходимо изучить модели социальной поддержки населения, действующие в странах развитой рыночной экономики и выяснить, какие общецивилизационные истоки явились предтечей современных моделей социальной теории и практики.

Такие качества как взаимопомощь (реципрокация), стремление помочь друг другу всегда были присущи цивилизованному человеческому обществу. Конечно, в разные исторические периоды они осуществлялись разными средствами, касались далеко не всех слоев населения и по-разному оценивались обществом и его различными институтами. В каждом государстве характер поддержки, оказываемой нуждающимся, определялся особенностями национальной культуры, сложившимися традициями, уровнем экономического развития, влиянием религии и др. факторами.

Таким образом, для всех теоретических подходов к решению социальных проблем человека присущи следующие черты: стремление к взаимопомощи имманентно присуще человеку; религия с ее постулатами помощи ближнему (а иногда и ответственности за него) определила многие современные формы социальной поддержки; различия в культуре, образе жизни, традициях предопределили многообразие моделей и форм социальных теорий; общественный прогресс, особенно в экономической сфере, определили контуры современных социальных теорий.

Выделяют 3 основных теоретических подхода к решению социальных проблем.

1. Революционно-преобразовательный подход – предполагает решение социальных проблем путем революционных преобразований всего общества. Такой подход нашел воплощение в СССР, странах Восточной и Центральной Европы, некоторых странах Азии и Латинской Америки.

2. Реформаторский подход – предполагает не революционный подход в изменении устройства общества, а его постепенной реформации. По этому пути пошло социальное развитие большинства стран с капиталистической системой хозяйствования. Свое воплощение этот подход нашел в скандинавских странах.

3. Антропологический подход – сторонники данного подхода считали, что причины социальных бед человека кроются в нем самом. Основатель этого течения – Мэри Ричмонд, автор ставшей классикой для теории социальной работы книги «Социальные диагнозы» (1917). Исходя из американской идеологии индивидуализма, Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, как неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида и подготовке его к возможности самостоятельно решать свои проблемы.

 

2. Модели социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть, имеют различия в подходах, методах, организационном проявлении, влиянии и роли государства.

Эти различия особенно заметны при сравнении европейской и американской моделей. Развитие системы социального обеспечения в Европе имеет более глубокие корни и длительную историю. Социальное законодательство европейских стран отличается более высокой степенью участия государства в определении направлений, планирования, финансирования и проведения в жизнь социальной политики. Значительную роль в системе социальной защиты населения играют местные органы самоуправления. Поддержка охватывает большое количество населения, которому предлагаются различные виды помощи.

Характерной чертой американской модели социальной помощи является опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур за счет увеличения роли общественных, неправительственных обществ, организаций, ассоциаций и т. д. Такой индивидуалистический подход наложил отпечаток и на формирование социальной политики государства в США, где роль государства относительно невелика.

Европейская модель социальной защиты в послевоенные годы и до наших дней базируется на теории государства всеобщего благосостояния. Понятие «государство всеобщего благосостояния» вошло в обиход после второй мировой войны. В ее основе лежит концепция «естественных прав человека». В соответствии с этой теорией государство активно вмешивается в экономику, проводит интервенцию в социальной сфере. Модели такого государства в каждой стране разные, но всеобщим является процесс перераспределения ответственности за жизненный путь личности с самого индивида, семьи, общины, церкви на институты государства.

Основными постулатами данной теории являются: создание примерно одинаковых стартовых возможностей для реализации жизненных планов человека, обеспечение граждан достойным уровнем жизни, стремление к нарастанию социального равенства и справедливости. На этих основаниях государство всеобщего благосостояния формирует развитую систему социальной помощи всем гражданам, обеспечивает доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и др. жизненно важных услуг.

Противники государственной системы социального обеспечения аргументируют свои доводы тем, что государство всеобщего благосостояния дорого, расточительно, формирует иждивенческую позицию. На современном этапе реализация модели «государства всеобщего благосостояния» претерпевает серьезные изменения. Экономические и политические проблемы во многих европейских странах влекут к свертыванию многих государственных социальных программ.

В начале 90-х г. правительства многих стран приняли шаги, направленные на сокращение государственных социальных расходов. Так правительство Франции уменьшило выплаты по государственной программе медицинского страхования и увеличило долю пациентов в оплате медицинских услуг. В Великобритании осуществляется реформа государственной системы здравоохранения, в результате которой закрываются малоэффективные государственные муниципальные больницы, и сокращается медперсонал. В Швеции происходит продажа государственных больниц в частные руки.

Меры, которые предпринимают правительства западноевропейских стран по реформе «государства всеобщего благосостояния» направлены на установление более жесткого контроля над расходованием средств на социальное обеспечение, борьбу с коррупцией и бюрократизацией. При назначении пособий проводится проверка нуждаемости на их получение. Становятся платными некоторые социальные услуги. Ужесточается социальное законодательство (повышается пенсионный возраст, отменяются студенческие стипендии, сокращается время отпуска и т.д.).

Все вышеперечисленные проблемы не затрагивают в целом систему социальной защиты европейских стран, а их правительства не намерены отказываться от «государства благосостояния».

Современная американская система социальной защиты, также реформируется, приспосабливаясь к новым условиям, но опирается на прочные материальные ресурсы и сложившуюся систему ценностей. Национальная система социальной защиты была заложена в 30-е годы. В ее основу была положена ориентация американцев на успех, на личную ответственность за свое будущее и благополучие своей семьи. Американская система социальной защиты имеет два четко выраженных направления: систему социального страхования и систему социальной помощи.

Социальное страхование представляет собой одну из самых популярных программ по защите населения в США. Все живущие на зарплату граждане в США регулярно платят налоги в соответствующие фонды. Системой социального страхования, в основном, пользуются средние и высшие слои общества. Эта система ограждает (страхует) экономическое активное занятое население от основных социально-экономических рисков: старость, потеря кормильца, инвалидность, болезни, производственный травматизм, безработица. В статье социальных расходов бюджета США на этот раздел социальной защиты приходится около 75 %.

Основой пенсионной системы и важнейшим направлением социального страхования является Общая федеральная программа (ОФП). Для получения полной пенсии необходимо достичь 65 лет и иметь трудовой стаж не менее 3 мес. За каждый год в период с 21 до 65 лет. С уменьшением стажа пенсия снижается, минимальный стаж составляет 10 лет. Налог в Пенсионный фонд составляет 15,3 % от доходов, причем половину налога платит работодатель, а другую – работник. В США размер полной пенсии строго дифференцирован и зависит от взносов в страховой фонд от уровня доходов. Американцам, чей доход выше предельного (в 1995 г. 61.200 дол. в год) пенсия вообще не начисляется. Среди всего неимущего населения пропорционально меньше всего стариков.

Важнейшим компонентом системы социального страхования является программа медицинского обслуживания пенсионеров «Медикер» (1965). Она охватывает боле 30 млн. американцев и имеет важное социальное значение. Страховка делится на основную и дополнительную. По основной страховке пенсионерам оплачивается лечение в общестационарных условиях и на дому. Дополнительная страховка предусматривает добровольное страхование с выплатой страховой премии и оплату услуг по обслуживанию в поликлиниках.

Вторым направлением системы социальной защиты в США является социальная помощь. В отличие от социального страхования программы социальной помощи не пользуются большой популярностью и авторитетом в американском обществе. Система социальной помощи включает несколько крупных национальных и множество мелких программ. Право на получение социальной помощи имеют те, кто живет ниже официально установленного уровня бедности. Социальная помощь предполагает получение денежного пособия, продовольственную помощь, субсидируемое жилье, помощь для получения образования, профессиональной подготовки. По статистике 12 – 15 % населения в США официально признаны бедными. Однако необходимо уточнить, что 38 % бедных американских семей владеют собственными домами стоимостью около 40 тыс. дол, а 14 % бедных семей владеют двумя или более автомобилями, хотя и необязательно новыми и дорогими.

Одной из основных федерально-штатных программ социальной помощи является Программа помощи семьям с зависимыми детьми (помощь семьям, воспитывающих детей). Финансирование этой программы осуществляется федеральным правительством. В рамках этой программы получают пособие матери-одиночки, родственники, воспитывающие детей. Помощь семье носит комплексный характер. Она включает в себя: денежное пособие, получение продовольственных талонов, бесплатное школьное питание, бесплатную медицинскую помощь по программе «Медикейд», субсидии на жилье и др.Программа «Медикейд» (1965) представляет медицинские услуги лицам, живущим ниже черты бедности. Ее получают около 23 млн. чел. Из федерального бюджета.

Особая роль в системе социальной помощи США принадлежит детским учреждениям. Их структура включает: детские сады (дневные и круглосуточные), группы продленного дня в школах, детские дома и приюты для трудных детей и подростков, школы для инвалидов и умственно отсталых, исправительные заведения. Программа «Хелп» рассчитана на матерей до 20 лет, которые не могут проживать со своими родителями и родственниками. Для них создаются приюты, где детям обеспечивается уход, а молодые матери имеют возможность продолжить образование или приобрести специальность. Программа «Хедстарт» направлена на помощь детям из бедных семей, отстающих в своем развитии. В рамках этой программы создаются приюты для детей, испытавшие эмоциональный срыв.

В США действует еще ряд социальных программ, направленных на продовольственное и жилищное обеспечение, помощь бездомным и оказание юридических услуг, помощь в получении образования и программы коммунального развития.

Таким образом, система социальной поддержки в США имеет ряд принципиальных особенностей. Во-первых, государство не играет большой роли в финансировании системы социального обслуживания, оно вырабатывает законодательную базу и осуществляет контроль за использованием финансовых средств. Во-вторых, большую роль в системе социального обеспечения играет частная и общественная благотворительность. Социальная структура США пронизана различными благотворительными фондами, обществами, агентствами и ассоциациями. В-третьих, американская система социального обслуживания, в первую очередь направлена на помощь в самореализации, самообеспечении, достижении личностного успеха, а не на развитие иждивенчества и расчет на помощь государства.

3. Система социального воспитания в европейских странах чаще всего рассматривается в контексте социальной работы и отдельно не выделяется. В разных странах накоплен интересный опыт работы социального педагога с детьми и их семьями. В Швеции социальные педагоги оказывают большую помощь в системе здравоохранения, помогая больным детям в адаптации к больничному режиму, сопровождая детей и их родственников в до и после операционный период, помогают родственникам умерших, решают судьбу детей, которые остались без родителей.

В Великобритании социальные работники и социальные педагоги работают в родильных домах, психиатрических больницах. Социальный педагог входит в состав социальной службы, где помогает в работе с трудными подростками, налаживает отношения в семье, выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, организовывает занятия на дому в случае болезни.

В Германии социальный педагог включается в штат школы, работает с трудными подростками, занимается организацией их свободного времени, консультирует родителей. В судах и тюрьмах он работает с малолетними преступниками до, и после решения суда. В тюрьме социальный педагог составляет план работы и обучения осужденного на весь срок, помогает устроиться на работу после выхода на свободу. Привлекает детей и подростков к работе с престарелыми одинокими людьми в доме инвалидов, с больными в больницах. На многих предприятиях Германии социальный педагог занимается проблемами повышения квалификации взрослых рабочих.

Отличительной особенностью социально-педагогической деятельности в западноевропейских странах и США является ее направленность не только на решение проблем развивающейся, но и уже сложившейся личности. То есть социальные педагоги работают не только с детьми их семьями, но и решают проблемы взрослого населения. Такую помощь они оказывают в медицинских учреждениях, в системе пенитенциарных учреждений, миграционной службе, в центрах планирования семьи, в кризисных центрах, на бирже труда, в учреждениях реабилитации инвалидов, в работе с пожилыми людьми, в учреждениях для душевнобольных и т.д.

В западноевропейских странах накоплен богатый опыт социально-педагогической деятельности. Наработаны различные методики и технологии групповой и индивидуальной работы. Социально-педагогическая работа опирается на достижения общей, возрастной, педагогической, социальной психологии. Практика и теория социального воспитания ориентированы в первую очередь на предупреждение и профилактику социальных отклонений среди детей и взрослых.