Состояние и проблемы менеджмента в современной России.
Специфика менеджмента в России
Россия находится на первом, переходном, этапе развития рыночных отношений. Задачи этого этапа:
достижение материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства;
изменение стереотипов сознания и поведения;
подготовка кадров новой формации.
Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или иной страны. Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий. Высокоэффективным в настоящее время может быть регулируемый, социально-ориентированный рынок.
В менеджменте главной проблемой является работа с персоналом. Суть трудовой мотивации у большинства работников в СССР сводилась к желанию иметь относительно гарантированную заработную плату при невысокой интенсивности и низком качестве труда. Между тем, по официально опубликованным данным, часовая выработка производственных рабочих в обрабатывающей промышленности нашей страны составляет лишь 20 % от аналогичного показателя в США. По этому показателю нас обогнали не только наиболее развитые в экономическом отношений страны, но и такие государства как Мексика, Бразилия, Аргентина, Португалия, Греция и другие, которые традиционно относятся к развивающимся.
Другой субъект рыночных отношений — руководитель. Лишь один из четырех руководителей, по данным НИИ труда России, читает литературу по социологии и психологии труда, экономике, финансам, менеджменту и маркетингу.
Таким образом, главная трудность в реформировании бывшей советской системы — это люди. России остро не хватает современных эффективных менеджеров.
Приблизительно 30—40% общего объема промышленной продукции приходится на изделия, которые выпускает только один производитель, что говорит о монополизме экономики страны.
В настоящее время в России функционируют следующие предприятия: государственные, не подлежащие приватизации; приватизированные с участием либо без участия государства; частные (вновь созданные).
Специфика менеджмента на государственных предприятиях заключается в полной ответственности перед владельцем собственности — государством и ограниченность прав руководящего персонала.
Вторая, потенциально наиболее значимая, группа предприятий — это приватизированные предприятия. Эта группа вызывает повышенный интерес к особенностям менеджмента.
Менеджеры (руководители) предприятий несут здесь всю полноту ответственности за управление предприятием. Сюда входит право: определять организационную структуру производства, устанавливать цены, определять количество и номенклатуру выпускаемой продукции, нанимать, выплачивать вознаграждение и увольнять работников, распоряжаться финансами предприятия.
Необходимо также уточнить, что совмещение в одном лице собственника средств производства и наемного работника в большей степени характерно для периода первоначального накопления капитала. Сейчас же до 3/4 работающих в развитых странах не являются собственниками своего предприятия.
Составной частью структуры российского рынка является так называемая малая экономика, основой которой, в первую очередь, является частный капитал.
К числу преимуществ малых предприятий относятся: быстрая адаптация к постоянно меняющимся условиям реализации продукции на рынке, быстрая оборачиваемость средств, значительное уменьшение расходов за счет предельно рациональной организации и управления производством, сравнительно низкие затраты на аппарат управления.
Но такие предприятия не могут составить реальную конкуренцию крупным компаниям которые сохраняют за собой традиционную функцию массового поточного производства и быстрого насыщения рынка новой продукцией. Для современных крупных предприятий характерны высокий уровень механизации, автоматизации и компьютеризации производства. Это, в свою очередь, позволяет таким компаниям снижать издержки производства в расчете на единицу продукции и продавать ее по относительно низким ценам. Таким образом, в сегментах рынка, контролируемых мощными корпорациями, деятельность среднего и малого бизнеса затруднена.
Опыт развитых зарубежных стран показывает, что оптимальным вариантом является участие малых и средних предприятий наряду с крупными в выполнении совместных работ.
В числе особенностей менеджмента в России одно из ведущих мест занимает проблема регионов.
В действиях руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление: к автономности, самостоятельности в хозяйственном отношении; формированию замкнутого цикла производства и потребления, ввоза и вывоза товаров; самостоятельной внешнеэкономической деятельности; финансовому самообеспечению; точному соизмерению собственных доходов и расходов.
Территориальный хозяйственный механизм ориентирует менеджеров на развитие и укрепление межрайонных связей. В частности, для менеджера может иметь особое значение тот факт, что предприятия, выпускающие дефицитную продукцию для нужд какого-либо региона, могут иметь льготное налогообложение и кредитование, приоритетное выделение централизованных ресурсов, дополнительные права по развитию внешнеэкономических связей, льготы в социальном обеспечении, приоритеты в обеспечении квалифицированными кадрами и др.
Кроме того, различные предприятия, расположенные в одном регионе объединяют возможности для совместного решения проблем технического перевооружения и наращивания производства, реализации территориальных социальных программ.
За годы становления менеджмента в современной России накопилось множество проблем без решения которых говорить о дальнейшей интеграции в мировое сообщество нашего бизнеса было бы бессмысленным:
1. Подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами.
2. Понимание сущности менеджмента российскими руководителями.
3. Неспособность принимать решения.
4. Неумение менеджеров делегировать полномочия. В силу своего менталитета российский руководитель часто предпочитает делать все сам, загружая себя теми делами и обязанностями, которые можно было бы смело делегировать подчиненным.
5. Низкий профессионализм.
6. Неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консультационных фирм. Можно говорить не только о неумении, но ^ о страхе перед такими специалистами. У менеджеров есть опасения, что независимые консультанты выведают коммерческую тайну и продадут ее конкурентам.
7. Отсутствие достаточного внимания корпоративной культуре.
8. Нехватка специалистов по антикризисному управлению и прове дению банкротства.
9. Неумение пользоваться приемами риск-менеджмента, боязнь инноваций.
10. Недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента.
11. Непонимание возрастания роли qualitу-менеджмента на предприятии. Следует знать, что управление качеством не сводится только к созданию служб ОТК, а представляет собой процесс управления элементами производственного процесса, обеспечивающий достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции.
12. Неумение применять на практике современные методы и приемы менеджмента.
13. Отсутствие навыков реализации продукции
14. Неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, использовать на практике современные методы . Формы мотивации изменились — это денежные премии, поездки за рубеж или по стране, оплаченные предприятием, свободный график работы и т. п.
15. Отсутствие систематизированной теории российского менеджмента.
16. Экологические проблемы {устаревшие оборудование и технологии).
17. Осознание социальной ответственности менеджмента. В погоне за прибылью менеджеры иногда забывают о той социальной ответственности, которую они должны нести. Такие руководители считают: «Или прибыль, или социальная ответственность». Закупка за границей вредных для здоровья промышленных товаров и продовольственных продуктов, например посуды из меланина или просроченных продуктов питания, сбыт испорченных продуктов в заказах для ветеранов Великой Отечественной войны или китайские игрушки, содержащие вредные химические соединения, для детей из детских домов — не считаются преступлением в сознании таких менеджеров.
18. Проблемы налогового пресса и неопределенность механизмов ценообразования. До сих пор в нашей стране отсутствует отрегулированное и эффективное налогообложение. Руководителям предприятий легче находить пути обхода законов, чем соблюдать их.
19. Слабость законодательной базы. Законы противоречат друг другу.^> Региональные законы порой вступают в противоречие с федеральным законодательством и др.
20. Отсутствие умения формировать команду, подбирать кадры. За это мы сейчас расплачиваемся. Не только менеджеры российских предприятий, но и руководители страны часто не умеют формировать команду. Отсюда бесконечные увольнения, конфликты интересов и т.д.
К настоящему времени выработаны определенные направления для решения перечисленных выше проблем. Таких направлений — четыре.
1. Воссоздание системы повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов и бизнес-школ.
2. Подготовка российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров
З. Перенятие опыта предприятий — мировых лидеров, самостоятельно формирующих кадры менеджеров.
4. Создание Президентской программы подготовки управленческих кадров для предприятий РФ.
Основные задачи, стоящие перед менеджментом в России:
обеспечивать жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка;
добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка;
разработать и последовательно реализовывать программу развития коллектива предприятия, включая социальные проблемы, организовывать работу на базе современных эффективных методов;
совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшать организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы;
разрабатывать и внедрять в практику более совершенные формы бизнеса, осваивая новые отрасли и сферы;
определять цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя;
уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его воздействие;
внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки после адаптации к конкретным условиям;
подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета;
уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности организации.