Экспертиза транспортных средств

Таблица 1

Класс судна Минимальный надводный борт Состояние моря, балл Высота волны, м Удаление от берега, м
Первый до 1 0,50
Второй до 2 0,75
Третий до 3 1,25

Суда, поднадзорные Речному Регистру, в зависимости от района плавания подразделяются на четыре класса: М, О, Р и Л. Суда класса М рассчитаны для плавания в условиях, приближенных к морским — при волне высотой до 3 ми длиной 40 м. Это устья больших рек — Северной Двины, Оби, Енисея; морские заливы; озера типа Ладожского и Онежского. Судам этого класса разрешается выход в плавание при силе ветра не выше 6 баллов по шкале Бофорта.

Суда класса O допускаются к плаванию в озерных условиях при высоте волны до 2 м и длине до 20 м, например, в восточной части Финского залива, Рыбинском и Цимлянском водохранилищах, Днепро - Бугском лимане, Куршском заливе и т. п.

Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1,2 ми длиной 12,5 м в условиях крупных рек типа Волги, Дона, озер средних размеров (Чудское, Ильмень, Иваньковское водохранилище). Выход в плавание в озера допускается при силе ветра не более 6 баллов по шкале Бофорта.

Суда класса Л допускаются к плаванию на малых реках и озерах только при незначительном волнении.

Суда, допускаемые к плаванию в море, подразделяются в зависимости от района плавания на суда неограниченного (океанского) плавания, морские, суда прибрежного морского плавания, рейдовые и портовые.

Район плавания каждого судна в зависимости от организации, осуществляющей контроль за его техническим состоянием и безопасностью эксплуатации, устанавливается Регистром РФ, Речным Регистром, навигационно - техническими инспекциями по маломерному флоту или технической комиссией федерации парусного спорта РФ.

По конструкции малые суда могут быть открытого (беспалубного) типа, частично запалубленными и палубными.

При наличии каюты различают суда с рубками убежищами, имеющими минимальные размерения каюты; суда с палубными надстройками, простирающимися от борта до борта (чаще всего — с носовой надстройкой —баком) и суда с рубками (когда поперечные стенки не доводятся до бортов судна). Крупные яхты, не имеющие рубок и надстроек, называют гладкопалубными.

В зависимости от основного материала корпуса малые суда могут быть металлическими (стальными или из легкого алюминиевого сплава), деревянными (фанерными, шпоновыми), пластмассовыми (включая стеклопластик, полиэтилен и другие термопластичные материалы), армоцементными и изготовленными из прорезиненной ткани. Если корпус построен из различных материалов (например, с деревянной обшивкой по стальному набору), то говорят, что судно имеет композитную конструкцию.

В настоящее время прогулочные суда изготавливают из следующих материалов:

  • сталь,
  • алюминиевые сплавы,
  • стеклопластик,
  • листовой пластик,
  • эластичная синтетическая ткань,
  • дерево.

Материалы могут комбинироваться: корпус стальной, надстройка деревянная.

Различные марки конструкционных сталей применяются для постройки, в основном, водоизмещающих прогулочных судов, для которых весовые характеристики не являются определяющими. Судостроительная сталь — относительно пластичный материал и при ударе корпуса о твердое препятствие он деформируется и, если камень имеет острую кромку, возможна пробоина. Пробоина возможна и при выходе тяжелого корпуса на каменистый берег. Сталь подвержена коррозии, требует регулярного обновления покрытий (окраска, полимерные пленки).

Алюминиевые сплавы применяются двух видов: это различные марки алюминиево-медных сплавов — дюралей (Д16, Д16АТ и т. д.) и алюминиево-магниевых сплавов (АМг5, АМг61 и другие). Дюраль — материал прочный, но с низкой коррозионной стойкостью. Клепаные дюралюминиевые конструкции в судостроении применяются все реже.

Алюминиево-магниевые сплавы более пластичны, хорошо свариваются, при ударе деформируются относительно глубоко, прежде чем прорваться. Это коррозионно-стойкие сплавы, пригодные для контактной и аргонно-дуговой сварки. Ведущие отечественные и зарубежные фирмы выпускают некрашеные корпуса из алюминиево-магниевых сплавов, используя их свойство образовывать защитную окисную пленку.

Стеклопластик — композиционный материал, который состоит из армирующих, связующих и декоративных компонентов. В качестве армирующих компонентов применяются стеклоткани, стекломаты, стеклорогожу и стекложгуты. Стеклопластик обладает большой прочностью на разрыв, например, не уступая стали при равной массе листов обшивки. В матрицу, которая предварительно покрыта гелькоутом (слоем смолы, смешанной с красителем), в определенном порядке укладывают армирующие материалы и пропитывают их связующими смолами. Стеклопластик не подвержен гниению. Трескается при очень сильных ударах, но при этом редко теряет форму. Слабо сопротивляется истиранию. Неправильно заведенный якорный канат за ночь, при длительном покачивании судна, может протереть палубу насквозь. Ремонтировать стеклопластик несложно, но необходима сухая теплая погода, иначе стеклопластик не полимеризируется. В настоящее время все чаще используется углеткань, пропитанная кевларом. Этот материал прочнее и легче стеклопластика.

Листовые пластики. Для изготовления гребных и моторных лодок длиной до 4-5 метров применяют так называемые термопласты, в частности, ABC — пластики или полиэтилены. Они поставляются в листах, которые укладывают в вакуум-формовочную машину и разогреваются. После откачки воздуха лист принимает форму матрицы, повторяя все изгибы и выступы (продольные реданы и т. д.). По прочности термопласты уступают стеклопластикам, не требуют окраски, однако испытывать их на ударную прочность не стоит. Солнечные лучи влияют на эти материалы отрицательно, снижая прочность. Если судно надолго оставить под солнцем на крупных камнях или узкой опоре прицепа, возможны вмятины. Однако известны лодки, которые исправно служат более 20 лет.

Эластичные синтетические ткани, мягкие материалы, армированные различными синтетическими тканями (капрон, нейлон и др.) и покрытые полимерами из группы искусственных каучуков (неопрен, хайполон и др.), используются для изготовления надувных судов. Обладают стойкостью к истиранию и к воздействию атмосферы и водной среды, нефтепродуктов и химикалиев. Надувные лодки изготавливаются сотнями тысяч штук в год на протяжении нескольких десятков лет. Ремонтируются резинотканевые и пластиковые корпуса достаточно легко и просто при помощи соответствующих клеев и заплат.

Дерево — традиционный судостроительный материал. При постройке судов используют доски, бруски и различные виды фанеры (водостойкая, бакелитовая и т. д.). Этот материал подвержен гниению, однако при соответствующей защите и уходе служит десятилетиями. В настоящее время используется при изготовлении штучных судов.

По конструкции корпуса малые суда бывают надувными, жесткими неразборными и разборными. В свою очередь среди судов разборной конструкции различают суда секционные, складные, с мягкой обшивкой и комбинированного типа (например, с жестким днищем и бортами из ткани; с разборным каркасом и надувными бортами и т.п.).

Малые суда могут иметь самые разнообразные обводы, благодаря которым они наилучшим образом приспосабливаются к условиям эксплуатации. По форме мидель-шпангоута различают круглоскулые и остроскулые суда. В первом случае переход днища в борта выполняется по плавной кривой, во втором — имеется угол, ясно выраженная острая кромка — скула. В ряде случаев корпуса судов могут иметь комбинированные обводы, например, в носовой оконечности для достижения высоких мореходных качеств применяют круглоскулые обводы, а в кормовой для повышения остойчивости или снижения ходового дифферента — обводы с острой скулой.

По форме носовой оконечности различают суда с острым форштевнем, с носовым транцем, с санными образованиями.

По форме кормы различают суда с транцем, с вельботной (острой) кормой, с крейсерской кормой, с кормовым подзором и с тоннельными обводами кормы.

Остроскулые глиссирующие корпуса отличаются широким разнообразием различных типов обводов это плоско - и изогнуто - килеватые обводы, моногедрон, с бортовыми спонсонами, тримараны, морские сани и т.п. Отдельную группу составляют двухкорпусные суда-катамараны. Иногда глиссирующие моторные суда этого типа называют тоннельными.