Тема 2: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ВЫРАБОТКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

Вопросы:

1. Типы организации экспертизы

2. Модель «Рецензия» и ее характеристика

3. Модель «Мониторинг», и ее характеристика

4. Модель «Проект» и ее характеристика

5. Возможности метода «Дельфи»

 

При проведении экспертизы необходимо учитывать типологию ее организации. По мнению авторитетных специалистов, можно выделить три основных типа, или организационные модели экспертного исследования: рецензия, мониторинг, проект.

В силу характера социальной экспертизы одним из гарантов ее объективности является , во-первых, совместная работа экспертов, а, во-вторых, упомянутый избираемый тип организационной модели экспертирования. Организатор может выбрать одну из изложенных ниже организационных моделей экспертной работы.

Модель I: «Рецензия».

Рецензирование в организационном отношении – наиболее традиционная форма экспертной оценки, включающая:

* заказ на рецензию лицу (организации), выступающему в качестве эксперта;

* предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию;

* принятие итогового документа – рецензии и соответствующие действия: одобрение и последующее завершение отношений с рецензентом (оплата рецензии, предоставление слова при обсуждении документа, решение авторско-правовых вопросов и т.д.); отправка рецензии эксперту на переработку или доработку; перезаказ рецензии другому эксперту.

Рецензия – простое и наименее затратное экспертирование документа, но оно не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести орган, принимающий решения, в заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа.

В рамках данной модели может быть предусмотрен компенсирующий эти недостатки вариант:

* рецензия заказывается нескольким не связанным между собой экспертам, причем заказ содержит перечень требований, включая формулировку вопросов, на которые эксперты должны ответить обязательно и однозначно;

* рецензии принимаются без каких-либо ограничений относительно качества, кроме пунктов, оговоренных в техническом задании;

* тексты рецензий обрабатываются социологическими методами, принятыми при обработке документальных источников, специально привлеченными специалистами, перед которыми не ставятся собственно экспертные задачи;

* итоги вторичной обработки экспертных оценок составляют акт экспертизы, рассматриваемый органом, заказавшим экспертное исследование.

В рамках данной модели может рассматриваться и консультирование – фактически это рецензирование без представления текста экспертного заключения.

Модель 2: «Мониторинг».

Мониторинг социологический (от лат. monitoring - предостерегающий) - форма организации проведения социологических исследований, обеспечивающая постоянное получение социологической информации о состоянии определенного социального процесса или социальной ситуации.

В социологическую практику это понятие пришло из экологии, где термином «мониторинг» обозначается непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения о возможных нежелательных отклонениях по важнейшим параметрам. При организации социологических исследований по типу мониторинг социологический обычно определяется небольшое число наиболее существенных показателей, отражающих состояние социальной среды, затем методом повторных исследований регулярно проводятся социологические замеры, что позволяет накапливать и анализировать информацию в динамике, используя сравнение с базовыми или нормативными показателями.

Мониторинг социологический призван решать определенный круг научных задач, классифицировать которые можно как по предметному, так и по функциональному основаниям. При первом подходе следует выделить решаемые мониторингом социологическим содержательные проблемы, при втором - типы подлежащих решению задач. Предметные задачи мониторинга социологического вытекают из исходного представления авторов о сущности, закономерностях, направлениях и перспективах анализируемых процессов. Что же касается типов задач, то применительно к мониторингу социологическому, они подразделяются на методические, научные и информационные.

Методические задачи мониторинга социологического заключаются в разработке и экспериментальной проверке предметной структуры мониторинга социологического; научно-организационной структуры мониторинга социологического; методов построении и реализации выборки; методов и инструментов опроса; методов обработки и анализа данных.

Научные задачи мониторинга социологического можно разделить на две группы.