Экологическая экспертиза биологических товаров

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Л.И. Тужилова

Кафедра специальных дисциплин и профессиональной подготовки

 

 

Экологическая экспертиза биологических товаров

Курс лекций для студентов 1 и 2 курсов заочной формы обучения (полной и сокращённой) специальности 080401 – «Товароведение и экспертиза товаров»

Пенза 2012

по дисциплине «Экологическая экспертиза биологических товаров»

для студентов 1 и 2 курса спец. 080401

заочной формы обучения (полная и сокращенная)

 

№№ п/п Название лекции Кол-во часов
Экологическая экспертиза биологических товаров (ЭЭБТ) как система комплексной оценки экологического состояния биологических товаров и прогнозирования изменений их качества, обусловленных влиянием различных природно-антропогенных процессов. Объекты и субъекты ЭЭБТ. Порядок проведения ЭЭБТ: а) правовая и нормативная база; б) исходные данные экспертной комиссии; в) структуры экспертного заключения.  
Основные виды ЭЭБТ (государственная, ведомственная, общественная и др.) и их роль в обеспечении безопасности продуктов питания. Экомаркировка продуктов и других потребительских товаров.
Критерии оценки качества биологических товаров. Понятия санитарно-гигиенического норматива, стандарта, нормы.    
Критерии количественной оценки уровня загрязнения биологических товаров.
Токсины. Понятия биоаккумуляции и кумуляции. Определение коэффициента накопления.  
Всего:

 


 

1. Экологическая экспертиза биологических товаров (ЭЭБТ) как система комплексной оценки экологического состояния биологических товаров и прогнозирования изменений их качества, обусловленных влиянием различных природно-антропогенных процессов. Объекты и субъекты ЭЭБТ.

2. Порядок проведения ЭЭБТ: а) правовая и нормативная база; б) исходные данные экспертной комиссии; в) структуры экспертного заключения.

1. Экологическая экспертиза биологических товаров (ЭЭБТ) как система комплексной оценки экологического состояния биологических товаров и прогнозирования изменений их качества, обусловленных влиянием различных природно-антропогенных процессов. Объекты и субъекты ЭЭБТ.

 

При осуществлении мероприятий, связанных с воздействием на окружающую среду, природные экосистемы, здоровье людей, необходимо заранее, на уровне предпроектной или проектной документации исключить возможные отрицательные, негативные последствия путем проведения экологической экспертизы. Под экологической экспертизой следует понимать систему комплексной оценки всех возможных экологических и социально-экономических последствий осуществления проектов, функционирования народнохозяйственных объектов, принятия решений, направленных на предотвращение их отрицательного влияния на окружающую среду и на решение намеченных задач с наименьшей затратой ресурсов и минимальными последствиями.

Объектами экологической экспертизы являются:

— все виды предплановой и предпроектной документации по развитию и размещению производственных сил страны и отраслей хозяйства всех субъектов федерации;

— технико-экономические расчеты (обоснования), проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения и ликвидации хозяйственных объектов и комплексов;

—документация по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

— проекты нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации, регламентирующей природопользование при ведении хозяйственной деятельности;

— материалы, характеризующие экологическую ситуацию в регионе, которая формируется под воздействием различных видов текущей хозяйственной деятельности.

Субъектами экологической экспертизыявляются:

— законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;

— специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, агентства, министерства);

— специализированные неправительственные организации (частные, общественные, кооперативные).

Цель экологической экспертизы:

— обеспечение научно обоснованного определения соответствия проектных решений современным экологическим требованиям перед их утверждением в компетентных государственных органах;

— предупреждение возможных негативных воздействий на экосистему планируемых, проектируемых и функционирующих объектов в процессе их реализации;

— поддержание динамичного природного равновесия и благоприятного состояния окружающей среды при реализации народнохозяйственных планов.

Независимо от объекта экологической экспертизы она должна давать исчерпывающие данные (ответы) относительно его влияния:

— на состав и режимы экологических фактов в аспекте закона толерантности по отношению к человеку и другим организмам;

— экологические ниши живых организмов (в том числе и человека), обитающих исторически или временно в пределах зоны воздействия создаваемого или действующего объекта;

— состав и структуру популяций организмов, ценных в хозяйственном, научном, историческом, эстетическом отношениях;

— структуру, свойства и продукцию экологических систем;

— состояние ландшафтов и природных комплексов;

— функционирование круговоротов вещества и возможные последствия на глобальном уровне.

Выполнение вышеуказанного достигается в ходе решения следующих задач:

— проверки и оценки проектных материалов в соответствии с требованиями статей Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о недрах, земельного, водного, лесного и иных законодательств, законов об охране атмосферного воздуха, животного мира, других правовых актов об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, о планировании, проектировании и капитальном строительстве;

— осуществления экспертизы с позиций государственной экологической политики с тем, чтобы к реализации проектов возводимые народнохозяйственные объекты были не только технически, но и экологически передовыми и исключали любую возможность нарушения экологического равновесия;

— установления экологических свойств проектных материалов и определения степени учета и отражения в них закономерностей взаимодействия антропогенных и конкретных экологических подсистем в общей системе общего — природа на основе использования знаний экологических наук;

— установление объективных данных о возможности реализации экспортируемых объектов в конкретных природных условиях;

— подготовка заключений, содержащих выводы о степени эко-логичности материалов и рекомендации оптимальных вариантов природоохранных решений с учетом особенностей конкретной экосистемы.

В процессе экспертизы детально и всесторонне изучают экологическое содержание проектов путем анализа, синтеза, сравнения, наблюдения, описания, абстрагирования при строгом соблюдении требований действующего законодательства.

Эколого-экспертная деятельность должна содержать элементы экологического прогнозирования не только на проектный период, но и на перспективу — в форме научно обоснованного предвидения, направленного на сохранение оптимального режима экосистемы общество — природа.

Эксперты обязаны обеспечивать соблюдение в проектах нормативных требований по очистке вод, включая промышленные и бытовые стоки, защите атмосферы от вредных выбросов, утилизации, нейтрализации и вторичному использованию хозяйственно-бытовых и промышленных отходов, рациональной разработке полезных ископаемых и рекультивации земель.


2. Порядок проведения ЭЭБТ: а) правовая и нормативная база; б) исходные данные экспертной комиссии; в) структуры экспертного заключения.

Эколого-экспертный процесс состоит из трех основных этапов: подготовительного, или проверки наличия необходимых реквизитов, представляемых проектных материалов и их соответствия действующему законодательству: основного, или аналитической обработки данных по объектам экспертизы; заключительного, или обобщения и оценки данных и составления акта экспертизы.

Правовой основой экологической экспертизы является законодательство Российской Федерации и субъектов Федерации (республики, края, области в составе России), нормативной базой — весь комплекс существующих природоохранных и технических стандартов, ГОСТов, строительных норм и правил, санитарно-гигиенические и экологические нормативы.

Принятие экологически обоснованных решений о допускаемых видах и формах деятельности на проектируемых объектах должно базироваться на детальном анализе информации об особенностях природных условий на осваиваемой территории, в том числе характеристике климата, природных ресурсов, экологической обстановки, социально-демографической ситуации и т. д. Источниками такой информации могут быть территориальные органы управления и контроля за состоянием природной среды.

Следующий блок исходных данных для экспертизы представляется в составе проектных материалов в виде экологических и технологических особенностей объекта, обоснования требуемых объемов ресурсопотребления, характеристики вредных воздействий, И, наконец, представляются справочные материалы по фоновым и допустимым уровням вредных воздействий на различные природные среды. В ходе подготовительного этапа формулируются задачи и способы проведения экспертизы, распределяются обязанности между членами экспертной комиссии.

Основным мероприятием второго этапа экологической экспертизы является оценка воздействия объекта на окружающую природную среду (ОВОС), в ходе которого эксперты изучают представленные материалы, устанавливают их соответствие требованиям природоохранительного законодательства, оптимальность принятых решений по вопросам природопользования и охраны окружающей природной среды. Процедура подготовки ОВОС предусматривает моделирование и расчет показателей воздействий объекта на природные объекты, оценку эффективности природозащитных мероприятий и прогноз отдаленных последствий. В основе любой ОВОС лежат элементы экологического прогнозирования.

Структура экспертного заключения включает в себя:

I Вводную часть.

Указываются применяемые в тексте сокращения и другие условия при необходимости (например, «ОГВ – органы государственной власти; ОМСУ – органы местного самоуправления; МО – муниципальные образования; НПА – нормативные правовые акты; политика - система законодательных, нормативных правовых актов и управленческих решений, принятых на различных уровнях государственного устройства (федеральном, региональном, местном).

II Основания для проведения экологической экспертизы.

Основанием для проведения общественной экспертизы может быть:

1) предложение органа государственной власти ли местного самоуправления, выраженное в виде:

- письма в адрес эксперта;

- открытого (безадресного) предложения о проведении экспертизы, выраженного в виде размещения документа (проекта документа) на сайте органа власти в соответствующем разделе.

2) Предложение иной организации в адрес эксперта;

3) решение самого эксперта.

III Цель экологической экспертной работы.

Цель формулируется либо заказчиком экспертизы, либо, если заказчик не выразил конкретных ожиданий, то цель формулируется самим экспертом, исходя из общепринятой практики.

IV Задачи экологической экспертной работы.

Задачи общественной экспертной работы вырабатываются, как правило, экспертом, исходя из поставленной цели. Наиболее общая формулировка задач может быть такой:

1. Установить степень соответствия Конституции РФ и федеральному законодательству акта, в отношении которого проводится экспертиза.

2. Охарактеризовать основные фокусы (зоны влияния) акта в социальной, экономической и экологической сферах и спрогнозировать наиболее вероятные последствия применения акта в этих сферах.

3. Установить наличие и характер отношений, не регулируемых НПА. Высказать мнение о последствиях отсутствия регулирования.

4. Выработать предложения по совершенствованию акта.

V Источники информации

Источники информации для выработки экспертного заключения выбираются в соответствии с методикой и, как правило, должны охватывать следующие уровни:

1. Федеральный уровень:

- Конституция Российской Федерации;

- федеральное законодательство;

- федеральные программы, планы мероприятий;

- нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти;

- концептуальные документы федерального уровня;

2. Региональный уровень:

- региональное законодательство;

- региональные программы, планы мероприятий;

- нормативные правовые акты региональных органов государственной власти;

- концептуальные документы регионального уровня;

3. Местный уровень:

- нормативные правовые акты и иные акты органов местного самоуправления;

- местные программы, планы мероприятий;

- концептуальные документы местного уровня;

4. Иные информационные и аналитические материалы в изучаемой сфере:

- послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ;

- письма министерств, других федеральных и региональных организаций;

- СанПиНы, ГОСТы, СНИПы и другие стандартизирующие документы;

- методические рекомендации;

- публицистика в официальных источниках.

Источники информации перечисляются в данном разделе заключения. Если перечень источников слишком объемный (более 1 страницы текста), то список приводится в приложении, на это приложение делается ссылка в тексте заключения. Если объем текстового или графического источника информации более 3 страниц, то в приложении указывается наименование источника, данные о местонахождении источника (в том числе ВЕБ-адрес), а в тексте заключения приводятся только цитаты из источника, актуальные для проведенного исследования).

VI Содержание заключения

В данном разделе последовательно описывается ход решения каждой из задач в той логической последовательности действий, которая была применена экспертом. Приводятся цитаты из документов и информации, актуальные для каждой задачи. На основе конкретных примеров (разночтения в документах, пробелы и т.д.) формулируются частные выводы и рекомендации (внутри каждой задачи).

VII Выводы

В данном разделе заключения указываются совокупно все выводы, которые сделал эксперт при решении задач.

Например:

1) Рассматриваемый законопроект не полностью соответствует Конституции РФ и федеральному законодательству, а именно: ….. (указываются конкретные позиции).

2) При применении закона могут иметь место следующие последствия:

- позитивные (перечисление);

- негативные (перечисление).

3) Имеются отношения, не регулируемые данным законопроектом. Это может привести к следующим последствиям: (перечисление).

VIII Предложения

Рекомендовать (указывается, какому именно органу власти) (указывается конкретное содержание рекомендаций).

 

В заключение еще раз обратим внимание на то, что решение экологических проблем зависит не только от ученых, но и политиков, производителей, от разумного поведения всего общества. Роль экологии — помочь осознать, чем грозит незнание или пренебрежение этими проблемами, изучая природные сообщества, найти пути их сохранения для настоящего и будущего нашей планеты.