Внутренняя природа мышления
Человеческое сознание относительно молодо, его история насчитывает не более 1,6 млн. лет – с тех пор, когда начали складываться язык, мышление и социальные отношения. А завершился этот процесс антропосоциогенеза лишь 35–40 тысяч лет назад. За это время сознание проделало огромный и сложнейший путь от первобытного мышления к современному научному мировоззрению технотронно-информационной цивилизации, кардинально меняющей всю интеллектуальную деятельность человечества, в том числе и в области журналистики.
Мышление – одна из самых сложных категорий, которая изучается на основе философской теории познания конкретными науками– формальной логикой, психологией и социологией.
Логика исследует логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения (силлогизмы). Для нормального протекания мыслительной деятельности необходимы логические формулы дедукции и индукции. «Благодаря им всякое мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым, – отмечает А.В. Брушлинский, – и, значит, правильно (адекватно) отражающим действительность»[11][25].
Психология изучает закономерности самого мыслительного процесса (как рождается мысль) и чувственного познания – ощущения, восприятие, представления, эмоции.
Мышление человека – это всегда социальный процесс, на который влияют социально-культурные факторы, жизнь социумов, обычаи, традиции, общение и знания и т.д. Эти явления изучают социологи и социальные психологи. Высшие формы общения, присущие человеку, возможны только с помощью языка, речи и мышления. «Есть все основания рассматривать значение слов не только как единство мышления и речи, но и как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления»[12][26], – писал Л.С. Выготский в своем фундаментальном труде «Мышление и речь».
Таким образом, и логика, и психология, и социология изучают одну и ту же интеллектуально-познавательную деятельность человека, но с разных сторон. Мышление – это анализирована, синтезирование и обобщение, которые включают в себя порождение и динамику смыслов, целей, оценок, мотивов и потребностей. Оно всегда развертывается как процесс решения задачили разрешения проблемных ситуаций в практической и умственной деятельности человека, это «процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление»[13][27]. Где нет проблемной ситуации, а задачи решаются на базе прежних знаний, стереотипов, опыта и привычек, там нет потребности в мышлении, так как оно начинается с анализа проблем. По мнению С.Л. Рубинштейна, в качестве основного предмета психологического исследования мышление выступает как деятельность, оно не только отражает действительность, но и выражает активность субъекта. «Мышление, – пишет А.В. Брушлинский, – это всегда искание и открытие существенно нового»[14][28]. Предвосхищение искомого относится к высшему уровню интеллектуальной и познавательной деятельности человека, его способности искать – находить – открывать – создавать новое (мысли, образы, действия и технологии).
Психологи обычно выделяют три основных вида мышления, исторически сложившиеся в онтогенезе и филогенезе человека:
1). 1). словесно-логическое (свойственно только человеку);
2). 2). наглядно-действенное;
3). 3). наглядно-образное.
Все эти виды сосуществуют в сознании человека, но в ходе решения задач проявляется доминантный вид (понятийный, образный и т.д.). В психологии мышления выработана и так называемая парная классификация: теоретическое (научное) и практическое мышление; интуитивное и аналитическое (логическое); реалистическое и артистическое (желаемое); продуктивное и репродуктивное и т.д.
Мышление является «ядром» сознания и занимает ведущее место в его структуре. Для наглядности воспользуемся схемой структуры сознания, предложенной психологом В.А. Ганзеном[15][29] (схема 6).