Тема: «Способы управления информацией в СМК».
Манипулятивные техники в СМИ. «Азбука пропаганды»:
· «навешивание ярлыков» (name calling) – выбирается один или несколько эпитетов, имеющих негативную эмоциональную окраску, и закрепляются за определенным человеком, публичным деятелем – объектом. Ярлыки ассоциируются с поведением человека;
· «сияющее сообщение» (или «блистательная неопределенность») (glittering generality) – суть приема – замена названия или обозначения определенного социального явления, некой идеи, социальной группы или конкретного человека более общим родовым именем, которое имеет положительную окраску и вызывает доброжелательное отношение окружающих;
· перенос (transfer) – распространение авторитета и престижа некой персоны или организации, которые ценятся аудиторией, на то, что ей преподносит источник коммуникации. Наряду с позитивным существует и негативный перенос;
· ссылка на авторитеты, свидетельства или свидетельствования (testimonial) – приведение высказываний личностей, обладающих высоким авторитетом, или же наоборот, таких, которые вызывают отрицательную реакцию у категории людей, на которых направляется манипулятивное воздействие;
· игра в простонародность (plain folks);
· перетасовка или подтасовка карт (акцентирование внимания) (card stacking);
· «общий вагон» («фургон с оркестром») (band wagon); (например: Мы с вами знаем…Все умные люди делают так…).
Эти приемы в систематизированном виде были сформулированы в США в конце 1930-х гг. в Институте анализа пропаганды. Основой для анализа этих приемов послужила практика обработки массового сознания в нацистской Германии.
Кроме этих основных приемов в практике СМИ активно используется и ряд других:
· мультипликативность подачи информации;
· осмеяние;
· повторение лозунгов;
· эмоциональная перестройка;
· продвижение через медиатора;
· использование кинозвезд;
· мнимый выбор и др.
Слухи как средство манипуляции. Виды слухов. Как правило, эффект от использования ложной информации, слухов, в манипулятивных целях носит кратковременный характер, в основном в тот период, пока воздействие на аудиторию осуществляется в условиях дефицита информации. Использование слухов в пропагандистских акциях заключается в их планомерном воздействии на ум и чувства группы людей с определенной, имеющей общественное значение целью.
Восприимчивость к слухам определяется тем, что они являются доступным способом удовлетворения информационных потребностей человека, т.е. потребностей в информации, необходимой для социальной ориентации и организации своего поведения.
Психологической основой для возникновения слухов является искажение информации при устной передаче ее людьми друг другу. Характер искажений непосредственно связан с имеющимися у людей социальными установками (их называют преддиспозиционные факторы), т.е. человек подсознательно настроен воспринимать именно то, что он ожидает. Кроме этого, искажение определяется особенностями и механизмами человеческого восприятия, а также отношениями людей в процессе общения.
Кроме этого, к объективным причинам, способствующим появлению и распространения слухов, относят следующее:
· ограничение оперативной памяти человека;
· трудность в подборе точных семантических эквивалентов, обозначения предметов и событий, о которых идет речь;
· отсутствие критичности к поступающей информации.
Среди социальных причин, порождающих слухи, выделяют:
· отсутствие или дефицит информации по волнующим проблемам;
· недостаточная оперативность, запаздывание в подаче информации.
За основу типологии слухов берут следующие характеристики: информационная и экспрессивная.
Информационная характеристика представляет объективную степень достоверности слуха. По информационной характеристике все слухи разделяют на:
· абсолютно недостоверные слухи;
· недостоверные слухи с элементами правдоподобности;
· правдоподобные слухи;
· достоверные слухи с элементами неправдоподобия.
Экспрессивная характеристика – общий тип эмоциональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии людьми. По экспрессивной характеристике все слухи разделяют на:
· слухи-желания – распространяемая информация имеет своей целью или объективно приводит к разочарованию по поводу несбывшихся в последующим ожиданий и вызывает соответствующую деморализацию людей;
· слухи-пугала – эти слухи обычно деморализуют людей, блокируют реализацию ими своих социальных обязанностей, дезорганизуют целесообразную деятельность. Для возникновения этих слухов необходима социальная среда с преобладающими настроениями тревоги, страха и неуверенности;
· разобщающие агрессивные слухи – вносят разлад во взаимоотношения людей, нарушают привычные социальные связи и организационно-структурные образования неприязнью, взаимным недоверием и ненавистью.