Тема: «Способы управления информацией в СМК».

Манипулятивные техники в СМИ. «Азбука пропаганды»:

· «навешивание ярлыков» (name calling) – выбирается один или несколько эпитетов, имеющих негативную эмоциональную окраску, и закрепляются за определенным человеком, публичным деятелем – объектом. Ярлыки ассоциируются с поведением человека;

· «сияющее сообщение» (или «блистательная неопределенность») (glittering generality) – суть приема – замена названия или обозначения определенного социального явления, некой идеи, социальной группы или конкретного человека более общим родовым именем, которое имеет положительную окраску и вызывает доброжелательное отношение окружающих;

· перенос (transfer) – распространение авторитета и престижа некой персоны или организации, которые ценятся аудиторией, на то, что ей преподносит источник коммуникации. Наряду с позитивным существует и негативный перенос;

· ссылка на авторитеты, свидетельства или свидетельствования (testimonial) – приведение высказываний личностей, обладающих высоким авторитетом, или же наоборот, таких, которые вызывают отрицательную реакцию у категории людей, на которых направляется манипулятивное воздействие;

· игра в простонародность (plain folks);

· перетасовка или подтасовка карт (акцентирование внимания) (card stacking);

· «общий вагон» («фургон с оркестром») (band wagon); (например: Мы с вами знаем…Все умные люди делают так…).

Эти приемы в систематизированном виде были сформулированы в США в конце 1930-х гг. в Институте анализа пропаганды. Основой для анализа этих приемов послужила практика обработки массового сознания в нацистской Германии.

Кроме этих основных приемов в практике СМИ активно используется и ряд других:

· мультипликативность подачи информации;

· осмеяние;

· повторение лозунгов;

· эмоциональная перестройка;

· продвижение через медиатора;

· использование кинозвезд;

· мнимый выбор и др.

Слухи как средство манипуляции. Виды слухов. Как правило, эффект от использования ложной информации, слухов, в манипулятивных целях носит кратковременный характер, в основном в тот период, пока воздействие на аудиторию осуществляется в условиях дефицита информации. Использование слухов в пропагандистских акциях заключается в их планомерном воздействии на ум и чувства группы людей с определенной, имеющей общественное значение целью.

Восприимчивость к слухам определяется тем, что они являются доступным способом удовлетворения информационных потребностей человека, т.е. потребностей в информации, необходимой для социальной ориентации и организации своего поведения.

Психологической основой для возникновения слухов является искажение информации при устной передаче ее людьми друг другу. Характер искажений непосредственно связан с имеющимися у людей социальными установками (их называют преддиспозиционные факторы), т.е. человек подсознательно настроен воспринимать именно то, что он ожидает. Кроме этого, искажение определяется особенностями и механизмами человеческого восприятия, а также отношениями людей в процессе общения.

Кроме этого, к объективным причинам, способствующим появлению и распространения слухов, относят следующее:

· ограничение оперативной памяти человека;

· трудность в подборе точных семантических эквивалентов, обозначения предметов и событий, о которых идет речь;

· отсутствие критичности к поступающей информации.

Среди социальных причин, порождающих слухи, выделяют:

· отсутствие или дефицит информации по волнующим проблемам;

· недостаточная оперативность, запаздывание в подаче информации.

За основу типологии слухов берут следующие характеристики: информационная и экспрессивная.

Информационная характеристика представляет объективную степень достоверности слуха. По информационной характеристике все слухи разделяют на:

· абсолютно недостоверные слухи;

· недостоверные слухи с элементами правдоподобности;

· правдоподобные слухи;

· достоверные слухи с элементами неправдоподобия.

Экспрессивная характеристика – общий тип эмоциональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии людьми. По экспрессивной характеристике все слухи разделяют на:

· слухи-желания – распространяемая информация имеет своей целью или объективно приводит к разочарованию по поводу несбывшихся в последующим ожиданий и вызывает соответствующую деморализацию людей;

· слухи-пугала – эти слухи обычно деморализуют людей, блокируют реализацию ими своих социальных обязанностей, дезорганизуют целесообразную деятельность. Для возникновения этих слухов необходима социальная среда с преобладающими настроениями тревоги, страха и неуверенности;

· разобщающие агрессивные слухи – вносят разлад во взаимоотношения людей, нарушают привычные социальные связи и организационно-структурные образования неприязнью, взаимным недоверием и ненавистью.