Тема: «Сущность и цели информационно-психологического воздействия в массовых информационных процессах».

 

Понятие и особенности манипулирования личностью. Понятие «манипуляция» употребляется в следующих переносных значениях:

· это обозначение специфического общего подхода к социальному взаимодействию и управлению, который предполагает активное использование разнообразных способов и средств скрытого принуждения людей. Применительно к СМИ и политическим мероприятиям это означает действие, направленное на программирование мнений, устремлений, целей масс и психических состояний населения;

· понятие «манипуляция» используется в качестве обозначения специфического вида психологического воздействия;

· понятие «манипуляция» используется для обозначения определенных организационных форм применения тайного принуждения человека и отдельных способов или устойчивых сочетаний скрытого психологического воздействия на личность.

Манипулятивное воздействие в массовых коммуникационных процессах обладает ярко выраженной спецификой в сравнении с манипулятивным воздействием в ходе межличностного общения. В ходе межличностного общения личность при защите может использовать контрманипуляцию. Т.е. адресат воздействия может становиться на позицию субъекта актора манипулятивного воздействия.

Каналы СМК являются односторонним инструментом информационно-психологического воздействия. Человек не может повлиять на источник информационно-психологического воздействия.

Самым главным обстоятельством и характеристикой манипулятивного информирования является то, что предлагая слушателям или читателям вынести свое собственное суждение, СМИ создают лишь иллюзию независимости, объективности, возможности выбора из различных точек зрения.

Факторы, определяющие подверженность человек к психологическим манипуляциям. Выделяют 3 основные группы таких факторов:

· совокупность технологических факторов, – все то, что непосредственно связано с содержание и структурой манипулятивных технологий, используемых для оказания соответствующего воздействия на человека;

· объединяет внешние (технико-физические, средовые) факторы информационно-коммуникативных ситуаций, которые повышают или снижают действенность манипулятивного воздействия;

· внутренние, собственно психологические факторы, связанные непосредственно с конкретной информационно-коммуникативной ситуацией. В данном случае выделяют 2 относительно самостоятельные подгруппы: ситуативные факторы и внеситуативные факторы.

Роль коммуникатора в процессе информационно-психологического воздействия. Коммуникатор – совокупная фигура, символизирующая все атрибуты источника информации, – это сбор, обработка и распространение информации.

Коммуникатор, по сравнению с аудиторией, заведомо обладает преимуществом:

· информационное сообщение готовится специалистами, прошедшими соответствующую подготовку и ориентирующимися на особенности восприятия аудиторией той или иной информации;

· время сообщения информации, канал ее распространения и другие особенности ее доставки адресату не является случайностью, а диктуются определенным расчетом;

· лицо, непосредственно излагающее информацию, подбирается и подается таким образом, чтобы вызвать симпатию у аудитории;

· существует целая масса эффектов и приемов, использование которых «притягивает» человека к экрану.

Основные этапы информационно-психологического воздействия. Манипулятивное воздействие на психику людей в СМИ осуществляется в виде 2-х относительно самостоятельных этапов, которые дополняют или сменяют друг друга:

· подготовительный этап;

· основной этап.

Функции подготовительного этапа заключаются в облегчении восприятия последующих затем пропагандистских материалов. Его основное назначение – создание атмосферы доверия между коммуникатором и аудиторией воздействия.

Главная задача первого этапа – разрушение у адресата имеющихся психологических установок, барьеров восприятия последующей информации независимо от того, покажется ли она адресату неприятной или нет.

На втором этапе осуществляется привлечение внимания и возбуждения интереса аудитории к передаваемым сообщениям на основании некритического восприятия и усвоения ею получаемой информации.

Деление на указанные этапы является достаточно условным. Задачи и первого и второго этапов решаются постоянно в процессе практически всех осуществляемых информационно-пропагандистских акций. В определенные периоды времени может осуществляться лишь некоторое преобладание в сообщениях материалов, свойственных для одного из этапов.

Техники формирования доверия к коммуникаторам:

· формирование имиджа особой осведомленности: установлено, что предпочтение к источнику информации, вызывающему доверие у аудитории, прямо связано с его достоверностью и осведомленностью;

· псевдообъективность (альтернативный голос) – необходимый эффект создается передачей сообщений о текущих событиях, замалчиваемых официальными представителями;

· сверхоперативность – источник информации, первый сообщающий о значимых событиях, становится для аудитории более привлекательным, чем другие, что способствует формированию и закреплению предпочтения к данному источнику информации на будущее;

· придание видимой сенсационности событию; отнесение события к разряду сенсаций решается современными СМИ исход их психологических особенностей человека;

· затрагивание запретных или нежелательных тем;

· предсказание будущего (событий) – «голос пророка».