Тема: «Производство новостей в СМИ».
Сущность термина «новость» и «значимая новость».Новость – это актуальная оперативная информация о нас и об окружающем нас мире, которая фиксируется нами, представляет для нас какой-либо интерес и влияет на нас.
Значимая новость – это отобранный, проанализированный, представленный СМИ и воспринятый максимальной аудиторией социальный опыт личности, группы, организации, всего человечеств за некий отрезок времени.
Характеристики новости: актуальность и оперативность доведения информации.
Новость заключается не в событиях или знаниях как таковых, а в том смысле, который им придает аудитория.
Объекты, цели и этапы развития новостей. Объект новости – знания и события. Цель – информирование, оценка значимости; возможно перспективный прогноз влияния данного события.
Этапы:
· реальное событие;
· информация, которая попала в СМИ;
· информация, которая была воспринята аудиторией СМИ как новость.
Ньюсмейкер. Процесс новостного производства тесно связан с деятельностью ньюсмейкера. Сам смысл понятия «ньюсмейкер» неоднозначен, может рассматриваться в 3-х основных аспектах:
· в роли ньюсмейкера может выступать некая активно действующая личность, которой мы обязаны существенным переменам жизни, появлением новых фактов в той или иной сфере жизнедеятельности общества (т.е. некий публичный человек, организация и пр.);
· ньюсмейкер как регистратор новости (журналист). Человек, превращающий сведения о новом событии в текст массовой информации – некое журналистское расследование, произведение, адресованное широкой аудитории;
· ньюсмейкер – возникает как способность человеческого сознания отражать новые факты с помощью языка, устно или письменно, и, тем самым, «консервируя» информацию. Ньюсмейкер – держатель новой информации, способный сделать ее достоянием гласности (чиновники различных ведомств, врачи и пр.).
Основные модели новостного производства. Существует 2 основные модели новостного производства:
· make story (повествовательная концепция производства новостей);
· make sense (смысловая концепция производства новостей).
Повествовательная концепция производства новостей – признает за аудиторией право выбора смысла некой информации или события. Внутри этой концепции ньюсмейкер – человек, порождающий новостное событие, попадающий в него в качестве главного действующего лица. Журналист лишь фиксирует произошедшее событие.
Смысловая концепция производства новостей – ориентирована на то, что смысл излагается ньюсмейкером внутри содержания новостей в качестве отдельного элемента. При этом недостающие куски информации могут заменяться смысловой интерпретацией. Целью такого рода операций является непосредственное внушение индивиду некого социального контекста для реализации каких-либо целей. Ньюсмейкер – журналист. Он не только фиксирует новость, но и интерпретирует ее на основе некоторой заданной установки.
В традиции смыслового новостного производства новости являются более осмысленными, нежели в повествовательном.
Задачи повествовательного и смыслового варианта СМИ.
В make story варианте СМИ ставит следующие задачи перед собой:
· информирование целевой аудитории о любых событиях с точки зрения реконструкции их развернутой картины (т.е., чем более полную информацию мы доставим, тем более ценна она для аудитории);
· расширение жизненного опыта аудитории через эмпирический набор фактов;
· формирование экономико-политических ориентиров и ожиданий;
· интерактивное информирование;
· создание исторической хроники.
В make sense варианте СМИ ставит следующие задачи:
· информирование аудитории об изменениях окружающей ее реальности с точки зрения сохранения или разрушения базовых ценностей;
· культурная (идеологическая, национальная, религиозная и прю) идентификация аудитории, конструирование единой для нее реальности (т.е. СМИ – объединяющий элемент);
· создание ориентиров для социальной стратификации аудитории;
· поддержание коммуникации в обществе;
· интерактивное воздействие на общество.
От типа новостного производства зависит и подход к отбору фактов для новостей:
· для повествовательных новостей характерно поведение, когда журналист максимально идентифицирует себя с потенциальным слушателем, зрителем, и думает лишь о том, что может привлечь его внимание;
· для смыслового варианта производства новостей отбор фактов зависит от сложившейся политической ситуации и предполагает наличие у производителя новости некой позиции.
Новостным производством может заниматься и PR-специалист. Задачи PR-специалиста:
· в make story варианте производства новостей основной его задачей является так «обойти» журналиста, и так «поработать» с ньюсмейкером, так запрограммировать изложение фактов, чтобы они сами по себе приходили к определенному смыслу, выгодному PR-специалисту;
· в make sense варианте производства новостей ситуация несколько меняется. PR-специалист решает задачу, суть которой заключается в распознании смысловой (политической, идеологической) позиции журналиста с тем, чтобы выдать ему такую информацию, которая не войдет в противоречие с данной позицией.
Смысловое позиционирование новости предполагает формирование вокруг некоего события новой значимости и нового смысла, который обычно используется в рекламных или PR-целях.
Смысловое позиционирование новости означает:
· установление зависимости содержания новости от смыслового контекста;
· достраивание недостающего содержания;
· предположение причин и следствий;
· выдвижение аргументов, гипотез и прогнозов на основании смысла, а не содержания новости.
Смысловое позиционирование новости предполагает переосмысление самого контекста новости, и ориентацию аудитории на то, как следует воспринимать эту новость, и что эта новость значит в контексте безопасности и перспективы.
Существенную роль в процессе смыслового позиционирования новости играют структуры организации и острота формы изложения материалов. В числе способов аргументации обычно используют такие приемы как:
· непосредственная ссылка на вызывающий доверие источник;
· изложение версий и их сравнение;
· использование авторитетных экспертов и рядовых участников события;
· документальные подтверждения и предоставление свидетельствующего видеоряда.
Формы подачи информации. Среди наиболее острых, способных вызвать повышенный интерес целевой группы, форм подачи информации можно выделить следующие:
· эксклюзив – обладание исключительным, отсутствующим у других сегментом информации;
· сенсация – это событие, качественно отличающееся от себеподобных, нарушающее традиционное представление и выпадающее из русла эволюционного развития;
· интрига – это издание информационной «загадки», разгадка которой до определенного времени неизвестна, неочевидна, находится в руках автора интриги;
· провокация – придание событию чрезмерно эмоционального, задевающего чьи-то мнения и интересы характера. Это создание вызова, рассчитанного на обязательную последующую реакцию;
· информационная война – демонстрационная, жесткая, безапелляционная регулярная критика чьих-либо действий или позиции.