Тема: «Управление СМИ и информацией».

Роль контроля за информационными потоками для социального управления.Основная направленность эволюции технологии власти и социального управления, цель их изменений и совершенствования заключались и заключаются в настоящее время в том, чтобы, используя наименьшие затраты средств и ресурсов, получить максимальный эффект воздействия на людей, обеспечив их добровольную подчиняемость.

Наибольшую эффективность власти сегодня дают знания и информация. Именно эти ресурсы позволяют достичь желаемых целей минимально расходуя ресурсы власти.

На сегодняшний момент власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и прямого государственного принуждения. При этом увеличивается роль средств массовой коммуникации.

Методы прямого регулирования деятельности СМИ.К методам прямого управления СМИ относится вся совокупность нормативно-правовых актов РФ, регулирующих деятельность СМИ, определяющих правила регистрации СМИ, ответственность за правонарушения в сфере получения и распространения информации, и вопросы, связанные с контролем за СМИ со стороны органов государственной власти.

Основными законами, регулирующими деятельность СМИ, являются: Федеральный Закон о СМИ, Закон об информации, информатизации и защиты информации; Доктрина информационной безопасности.

Федеральный Закон о СМИ принят в 1991 г., претерпел 20 редакций, причем 15 из них с 2000 г. Сферой регулирования Закона РФ о СМИ являются вопросы, связанные с:

· организаций деятельности СМИ;

· распространением массовой информации;

· отношениями СМИ с гражданами и объединениями, организациями;

· правами и обязанностями журналистов;

· межгосударственным сотрудничеством;

· определением ответственности за нарушение законодательства.

Распространение информации ограничивается только в случае проведения контртеррористических операций.

Доктрина информационной безопасности РФ служит основой для:

· формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ;

· подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности РФ;

· разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ.

Закон об информации, информатизации и защиты информации регулирует отношения, возникающие:

· при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

· при создании и использовании информационных технологий;

· при защите информации и прав субъектов, участников в информационных процессах.

Косвенные методы управления СМИ (неформальные методы воздействия на СМИ):

· «огосударствление» СМИ (с помощью денег);

· создание «независимых» СМИ (приоритетная подача информации);

· ограничение распространения информации (не давать информацию).

И косвенные и прямые методы управления СМИ возможны, а в ряде случаев – необходимы.

Цензура в деятельности СМИ. Согласно российскому законодательству цензуры в России нет. Единственное, что контролирует государство – регистрация СМИ или ее отмена. А распространение информации ограничивается только в случае проведения контртеррористических операций.

С введением цензуры в деятельность СМИ встает целый ряд спорных вопросов и трудноразрешимых проблем:

· что конкретно подлежит цензурированию, какие сферы общества?

· как определить границы цензурирования, и кто их определит?

· не будет ли цензура тотальной? (будет)

· способна ли цензура решить общественно-значимые проблемы?