Как нужно разрабатывать тему? С чего начинать, чем заканчивать?
Допустим, у вас задание: написать материал в городскую газету об участии молодежи в выборах мэра.
Первый вопрос, который вы должны для себя решить: какие источники информации вам следует привлечь для подготовки этого материала? Очевидно, прежде всего - данные избирательной комиссии о количестве зарегистрированных избирателей в возрасте до 30 лет и о фактическом числе проголосовавших в этой возрастной категории. Хорошо также сравнить эти данные со статистикой прошлых выборов, из чего можно будет сделать вывод о той или иной тенденции (то ли активность молодых избирателей растет, то ли падает).
Во-вторых, вам необходимо лично побывать на нескольких (двух-трех) избирательных участках, где внимательно понаблюдать за процессом голосования и побеседовать с работающими там людьми - членами участковых комиссий, представителями кандидатов.
В-третьих, вы должны обязательно встретиться и побеседовать с несколькими молодыми людьми (чем больше их будет, тем лучше): как с теми, кто принял участие в голосовании, так и с теми, кто проигнорировал выборы. При этом важно суметь разговорить своих собеседников, вызвать их на откровенность, чтобы уяснить для себя действительные мотивы их поведения. В этом качестве вы смело можете привлечь своих знакомых и друзей, называть которых вовсе не обязательно, но чье мнение может вам пригодиться.
Наконец, напитавшись различной информацией, неплохо бы посоветоваться со специалистом, профессионально занимающимся выборами (политологом или социологом), с тем, чтобы он высказал вам по возможности научную точку зрения на проблему и прокомментировал конкретную ситуацию. Не исключено, что в процессе сбора материала у вас родятся собственные «умные мысли».
Вообще, о сборе информации (безотносительно к той теме, о которой мы здесь говорим) надо еще сказать следующее. Старайтесь собрать информации несколько больше, чем можете потом использовать в статье. Пусть у вас всегда будет некий запас фактов, это, - как запас прочности для вашего материала, особенно, если материал критический. Для чего это нужно? Во-первых, у вас будет выбор, ведь не каждый факт удачно «ложится в строку», что-то приходится и отсеивать. Во-вторых, если после публикации материала у кого-то возникнут к вам вопросы и претензии, и вам придется доказывать свою правоту (не исключено, что и в суде), неиспользованная фактура вам очень пригодится.
Небольшое отступление на тему объективности. Это одна из самых острых проблем современной журналистики. Слишком многие материалы страдают тенденциозностью, предвзятостью авторского подхода к проблеме. Добиться объективности на самом деле не так уж и сложно, если только речь не идет о заведомо «заказном» материале и заведомо ангажированном издании. Это другая проблема - проблема независимости СМИ, о ней мы сейчас не говорим. Мы говорим о том случае, когда автор никем не ангажирован и искренне хочет быть объективным. Очень часто ему мешает стать таковым его собственная… лень, небрежность. Встретился с одним человеком, поговорил и тем ограничился, сел писать. Не удосужившись выяснить иные точки зрения, встретиться с возможными оппонентами, узнать мнение других заинтересованных лиц. Как в суде нельзя вынести приговора, не выслушав обеих сторон (обвинения и защиты), так и в журналистике нельзя базировать публикацию на мнении одной какой-то стороны. Толь ко досконально выяснив все обстоятельства дела, выслушав все точки зрения, собрав и проанализировав все имеющиеся факты, можно приступать к написанию материала и быть более или менее уверенным, что он получится объективным, а не тенденциозным и перекошенным в одну сторону. И что вас не потащат после публикации в суд.
Но вернемся к теме выборов. Итак, необходимый материал собран. Следующий этап работы - осмысление, выработка концепции материала. Ведь о выборах пишете не вы один, подобные материалы появляются в ходе избирательной кампании каждый день во всех газетах. И ваш материал не должен повторять другие, а должен нести в себе хотя бы небольшую новую мысль, новую информацию. Собственно, только на этом этапе и происходит окончательное формулирование темы. Четко сформулированная тема должна, по идее, укладываться в одну фразу, которая, кстати, может послужить заголовком или подзаголовком будущего материала. Это может быть фраза-вопрос, например: «Почему молодые бизнесмены голосуют активнее, чем молодые безработные?». Или фраза-утверждение: «Молодежь, голосовавшая весной за президента, осенью не пошла голосовать за мэра». Это может быть фраза-призыв: «Голосуй, пока молодой, иначе твою судьбу решат старики!».
Пока вы не произнесете про себя такую фразу, являющуюся, по сути, концепцией вашего материала (кратким изложением темы), писать не садитесь. Ходите и думайте.
Но вот тема окончательно сформулирована, концепция ясна. Пора писать. Вы сидите перед чистым листом бумаги и… не знаете, как начать. Это болезнь очень многих журналистов (в том числе и автора этих строк). Всегда хочется написать материал «на одном дыхании», от первой до последней строчки, но так, к сожалению, почти не бывает. И вот сидишь, переписываешь первый абзац два, пять, десять раз, а время идет…
Лишь с опытом приходит понимание, что не надо зацикливаться на первом абзаце. Не идет? Ну и не надо. Начнем с середины или даже с конца, с любого места. Если вы предварительно хорошо продумали материал, если вам ясно, о чем он, какие мысли вы намерены в нем провести, у вас не будет затруднений в том, чтобы изложить эти мысли не подряд, связным текстом, а отдельными фрагментами. Скажем, у вас есть запись неплохой беседы с молодым избирателем, не захотевшим голосовать. Напишите этот фрагмент и отложите его в сторонку. У вас есть статистические данные, изложите их двумя абзацами на отдельной странице, можете заодно коротко их прокомментировать. У вас есть мнение политолога, запишите и его отдельно. Наконец, вы уже пришли к каким-то собственным выводам, попробуйте их сформулировать. Можете их даже пронумеровать для себя: вывод 1-й, вывод 2-й и т.д. Цифры потом уберете, а четко оформленные выводы останутся.
Итак, у вас на столе несколько отдельных, никак пока друг с другом не связанных фрагментов текста. Прочтите их подряд в любой последовательности и вы сразу поймете, что тут просится в начало, а что в концовку, заметите, чего еще не хватает и как можно перетасовать эти отрывки, чтобы не нарушалась логика материала. Теперь вам уже не составит труда свести все в единый текст.
Последний этап работы над материалом - саморедактирование. Забудьте, что это вы сами написали, пройдитесь по тексту с придирчивостью постороннего человека, редактора. Уберите длинноты, повторы, неоправданное многословие. Замените самые неудачные слова и фразы. Где-то усильте, где-то смягчите. Другими словами, отшлифуйте свой текст. Не исключено, что придется и вовсе его переписать от начала до конца. Переписывание, вплоть до полной переделки - явление совершенно нормальное. Это не значит, что у вас не получился материал, это значит, что вы над ним работаете. Недоверие вызывают как раз такие материалы, которые не переделывались, значит над ними мало и плохо работали.
Достаточно сказать, что текст, который вы сейчас читаете, переделывался не меньше трех раз. А кажется, что написано легко, не правда ли?